Институт Философии
Российской Академии Наук




Расширенный поиск »
  Этика: Энциклопедический словарь

А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М
Н  О  П  Р  С  Т  У  Х  Э  Ю  Я

Сектор этики
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Отдел аксиологии и философской антропологии » Сектор этики

Этика: Энциклопедический словарь


Добропорядочность – характеристика личности, свидетельствующая о ее соответствии своим обязанностям, вменяемым ей ее статусом в сообществе. Согласно Гегелю, нравственность индивида обнаруживается в его самоопределении в особенном. Наряду с сословной честью, Д. требует, «чтобы данный индивид, причем по собственному определению, сделался посредством своей деятельности, своего прилежания и умения членом одного из моментов гражданского общества и оставался таковым, чтобы он заботился о себе только через это опосредование со всеобщим, а также обретал этим признание в своем представлении и в представлении других» (Гегель Г.В.Ф. Философия права, §, 207. М.: Мысль, 1990. С. 245.). Хотя Д. в свете индивидуальных самооткрытий морали, происходящих как правило в юности, и абстрактного представления о морали как всеобщей морали представляется чем-то второстепенным, а в нормативном плане, стало быть, минимальным, что можно требовать от человека, – именно в Д. находит свое выражение добродетель в своей подлинности. В нецивилизованном состоянии общества добродетель, по Гегелю, рассматривается как практическое проявление природной гениальности – своего рода виртуозность (ср. лат. virtu - добродетель). Так, добродетелен Геракл (ср. Геракла выбор). Но уже у Аристотеля добродетель трактуется как мера (середина), и тем самым нравственность индивида связывается с его определенностью, с его инкорпорированностью в какие-то более или менее институционализированные общественные отношения .

 

Р.Г.Апресян

 

Интернет-версия, Оригинал опубликован: Этика: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2001. С. 118.

 

Литература: