Институт Философии
Российской Академии Наук




Расширенный поиск »
  Электронная библиотека

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  
Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  Ф  Х  
Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я
A–Z

Издания ИФ РАН

Русская философия


Главная страница » Книги » Электронная библиотека »

Электронная библиотека


– 7 –

 

И.А.Герасимова

 

Строгая логика настаивает на непротиворечивости, последовательности и определенности наших рассуждений, диалектика делает акцент на текучести и изменчивости, усматривая источник развития во взаимодействии противоположных начал, а холистические стратегии Востока предлагают выходить за любые оппозиции — бытия и становления, дискретного и континуального, дисциплинированности и спонтанности, выдвигая принцип недуальности как идеал и ориентир мышления и миропонимания. Какой стратегии отдать предпочтение? Ответ на этот вопрос зависит от ответов на более простые вопросы — что и кто?

 

Оппозиции

(методологический анализ культурных контекстов)

 

Классическая методологическая проблема взаимоотношения противоположных начал вновь становится актуальной. Разворачивающиеся компаративистские исследования Запада и Востока, научного и альтернативных форм дискурса, развитие междисциплинарных, межкультурных и межцивилизационных форм диалога выявили множество равноправных оппозиционных стратегий. Часто бывает так, что упорно настаивают на приоритете одной позиции или традиции, между тем при тщательной проверке находишь проявления выделенных стратегий там, где их вовсе не ждут. Мною предпринята попытка системного анализа оппозиционных стратегий с особым вниманием к влиянию этих стратегий на стили мышления и аргументации, стили поведения и способы миропонимания. Следует отметить,

 

 

– 8 –

 

что в литературе наблюдается рассогласование между исследователями по поводу используемых понятий, описывающих проявления оппозиций, вплоть до использования понятий в прямо противоположных смыслах. Чтобы выделить наиболее характерный аспект той или иной стратегии, в работе проводится уточнение терминологии. Свойства оппозиций вводятся постепенно по мере изложения материала.

Сосуществование противоположных начал лучше всего выражает принцип корреляции:

Одно не существует без другого.

(Корреляция)

В языке противоположности выражаются через антонимы, а принцип корреляции означает, что левое не существует (не мыслится) без правого, плохое без хорошего, высокое без низкого и т.п. Универсальный принцип корреляции имеет частные следствия, которые можно выразить в ряде принципов.

Если задействуют одно противоположное начало, то проявляется и другое.

(Активизация)

В соответствии с принципом активизации всякое действие предполагает противодействие. Иногда противоположное может проявляться в ином измерении реальности. Примером может служить взаимовлияние бодрствующей и сновидческой реальности, которое наблюдается в компенсационных снах: во сне человек уверенно побеждает всех своих врагов и имеет то, о чем в обычной жизни и мечтать не может, равно как и наоборот, в периоды благополучия могут сниться тягостные и гнетущие сны (чтобы жизнь не казалась мёдом?). Считается, что нервная система при этом обретает равновесие.

Если иссякает одно противоположное начало, то не будет и другого.

(Аннигиляция)

Принцип аннигиляции означает снятие напряжения, переход в пассивное состояние, выход за пределы действия противоположных начал. В мире человеческих взаимоотношений бывший враг становится сотрудником и коллегой, а любимая женщина — просто спутником жизни.

Если усиливается крайнее проявление одного противоположного начала, то усиливается и крайнее проявление другого противоположного начала.

(Поляризация)

Активизация противоположностей может принимать крайние формы, при которых возрастает напряжение, как между ними, так и в среде проявления, например, в физике: напряжение между полюсами

 

 

– 9 –

 

ведет к усилению магнитного поля. В мире личных взаимоотношений зачастую возникает парадокс: чем больше женщину мы любим, тем меньше нравимся мы ей. Усиление вражды между противниками ведет к эскалации войны и разрастанию конфликта, в таком случае мудрые люди советуют не раздувать взаимную тяжбу, предпринимая те или иные действия, другими словами, не вступать во взаимодействие вообще.

Возникновение одного противоположного начала означает устранение другого начала.

(Противоречие)

Основу собственно противоречия составляет противоречивая противоположность: противоположные начала разделяются и мыслятся как изолированные. Разделение оппозиций и выбор между ними лежит в основе логических рациональных стратегий и доказательств. Логические стратегии, предполагающие раздельное существование оппозиций и использующие дискретные средства описания, в дальнейшем будем называть аналитическими. Остановимся на них подробнее.

Логика составляет рационально-логический аспект аргументации как процедуры обоснования и предлагает определяемые спецификой своего предмета оппозиционные стратегии. Она конституировалась как наука о формах и приемах доказательного мышления (или рассуждения), ее основная задача — описание правильных способов выведения одних высказываний из других, которые бы гарантировали истинность вывода при истинности посылок. Ее фундаментальная теория — классическая логика — в качестве базовых оценок включает противоположные понятия «истинно» и «ложно». Классическая логика рассматривает ситуации, относительно которых можно с определенностью утверждать «да» или «нет», истинно высказывание или ложно. В классике четко определяется различие между противоречием (контрадикторностью) и противоположностью (контрарностью). Противоречивые высказывания не совпадают ни по истинности, ни по ложности; противоположные высказывания не совпадают по ложности, но могут совпадать по истинности. Например, любое высказывание формы Ø(A&B) противоположно по значению (AvB), но противоречит (A&B). Белому противоречит небелое, а противоположным являет черное. Стратегия выбора выражается на языке классической логике формулой со строгой дизъюнкцией:

А или В

В классике неистинность совпадает с ложностью, а неложность совпадает с истинностью. Если высказывание неистинно, то оно ложно, и наоборот, если высказывание неложно, то оно истинно. Четкое

 

 

– 10 –

 

разделение оппозиций, запрет противоречивости (закон непротиворечивости), т.е. одновременного принятия истины и лжи, требование определенности, которое формулируется в законе тождества (запрета на изменения) и законе исключенного третьего (сведение выбора до двух альтернатив) — все это вместе гарантирует логичность, то есть последовательность и непротиворечивость рассуждений, создает основу для косвенных доказательств от противного. Допустим, что требуется доказать некоторое положение. В косвенных доказательствах в качестве гипотезы принимается отрицание этого положения, затем демонстрируется то, что принятие отрицания ведет к противоречию, которое не допустимо, и далее делается вывод об истинности исходного положению (по закону исключенного третьего).

В аргументации с классической стратегией связаны ситуации ограничительного выбора: в контраргументации (опровержении) достаточно доказать антитезис и тезис противника автоматически станет ложным. Для опровержения можно привести контрпример, который противоречит тезису (фактуальная несовместимость), также можно показать, что тезис не выполним на практике (прагматическое опровержение). Однако если тезис не доказан, это не значит, что он будет ложен — такой вывод считается ошибочно поспешным.

Показательным проявлением классических стратегий логики является дуализм.

Одно противоположное начало принципиально не сводимо к другому

(Дуализм)

Дуализм означает принципиальную несводимость одной оппозиции к другой, непримиримость двух точек зрения, позиций и т.п. Классические примеры — декартовский дуализм тела и души, дуализм идеализма и материализма.

Эффективность стратегий классической логики зависит от правильного их применения. Классические ситуации предполагают: полноту информации о предмете мысли и определенность; они относятся к ставшему или к знанию, но не к процессу; не принимают в расчет прагматические, человеческие факторы; вневременны; эффективны в ситуациях обострения выбора, когда сужается выбор альтернатив (да или нет), в четко конструктивном мышлении. В подавляющем большинстве жизненных и познавательных ситуаций имеют дело с неопределенностью, отсюда удел человека — моделировать реальность, логически домысливая недосказанное и неизвестное. Применение же классики во всех мыслимых ситуациях предполагает либо наличие идеального всеведущего субъекта, либо может служить признаком фанатизма и жесткости мышления.

 

 

– 11 –

 

Утверждение «да-да, нет-нет, а что сверх того, то от лукавого» описывает ситуацию нежелания рассматривать все то, что выходит за пределы достаточно ясной видимости, нежелание выходить за пределы классической логики. Непросматриваемое иное как бы обрубается, игнорируется, а просматриваемое ограниченным зрением человека классически четко распределяется. Высказывание указывает на психологические особенности человека отрицать все то, что выходит за пределы его жизненного мира, осознаваемого и привычного опыта, уклада жизни, а также нежелание быть самому ответственным, стремление перенести ответственность на другого ("лукавого", властей, врагов, родственников, обстоятельства жизни и пр.).

Разделение оппозиций (собственно аналитика) с последующей их склейкой, образование композиций оппозиций (синтез) является характерной стратегией неклассической логики. Неполнота и неопределенность информации, альтернативно-сценарные стратегии, соотнесенность с человеком, процессуальность — признаки неклассических ситуаций. Уже простая комбинаторика истинности и ложности дает повод для возникновения неклассики:

 

          И                  Л                         ИЛ

?        да                нет                  и да, и нет

 

 

Сочетание «и да, и нет» предполагает наличие сложности ситуации, когда ответ дифференцируется на «частичное да» (да в одном отношении) и «частичное нет» (нет в другом отношении). Оппозиции соединяются и образуют сложную логическую конфигурацию. А о чем может говорить провал в значении? Ни да, ни нет, а что-то третье? Предусматривая подобные ситуации социологии обычно вводят оценку «затрудняюсь ответить». Можно предложить и другие оценки — «неизвестно», «неопределенно», «возможно», «бессмысленно», «недоказуемо». Можно также уточнить неопределенность как то, что сейчас недоступно проверке (т.е. возможно да, а возможно нет). Логики-позитивисты уточняли понятие бессмысленного как того, что в принципе не проверяемо, относя бессмысленные высказывания к роду «злоупотреблений языком», шуму (А.Кожибски).

Третье значение может рассматриваться как равноправная оппозиция по отношению к истинности и ложности, однако если внимательно присмотреться, то нельзя не заметить, что третье значение образовано путем компактной склейки разных уровней оценки в один. Если высказывание определенно, то оно истинно или ложно, в противном случае оно неопределенно.

 

 

– 12 –

 

           Определенно                        Неопределенно

      Истинно     Ложно

Многие из разделов неклассической логики описывают ситуации композиций противоположных понятий и разрабатывают в этих целях многочисленные конструктивные методы синтаксиса и семантики. Например, в эпистемической логике изучают модальности «знает», «полагает», «сомневается», «заблуждается» и пр. Для характеристики эпистемических контекстов вводится понятие составного субъекта, что предполагает оппозицию внешнего (говорящего, рефлексирующего) и внутреннего (познавателя или субъекта, о ком идет речь). В таком случае выражение «субъект знает» можно семантически раскрыть как склейку явного уровня познавателя — «субъект утверждает, что знает» и скрытого уровня рефлексирующего субъекта — «и это действительно так (он прав), я это подтверждаю».

Аналитические стратегии часто выстраиваются с учетом принципа, который я буду называть двуединством.

Два противоположных начала демонстрируют проявление (скрытого) единого источника.

(Двуединство)

В онтологическом аспекте принципа двуединства рассматривается процесс дифференциации единого и простого начала (на высшем иерархическом уровне) и образование двух противоположных начал (на низшем иерархическом уровне), в логическом аспекте мысленно единое делится на противоположных начала. Принцип двуединства является частным случаем принципа единства в многообразии: все многообразие в мире имеет в качестве источника единую сущность, простую субстанцию — таковы онтологические рассуждения монистических философских школ, или: многообразие сложного можно описать через простое (принцип простоты). Соотнесение противоположностей с единым источником в компаративистских исследованиях Запада и Востока часто именуют и как недвойственность (недуальность), и как двойственность, часто в зависимости от акцента — на источнике или на оппозициях. В создавшейся ситуации неизбежна терминологическая путаница. Проводя различие между акцентами, в первом случае, на мой взгляд, лучше использовать термин «двуединство», а во втором — «недвойственность»[1]. Логически, позицию двуединства можно выразить так:

(А и В) суть проявления α.

Аналитические дискретные описания двуединства представлены в науке во многих стратегиях. Можно уточнить порождение противоположных понятий, введя в рассмотрение способы их образования.

 

 

– 13 –

 

Часто оппозиции мыслятся как предельные проявления интенсивности какого-нибудь линейного свойства. Под линейным свойством понимают свойство, которое может менять свою интенсивность, другими словами, степень проявления, в сторону увеличения или уменьшения. Линейность лежит в основе оппозиций: больше — меньше (математика), быстрее— медленней (механика), любить — ненавидеть (психология), богатство — бедность (экономика). Интенсивные свойства составляют базу процедуры измерения и количественных сравнений, которые фундаментальны для точных и естественных наук.

В отличие от линейных свойств, точечные свойства не имеют интенсивности, но также могут образовывать оппозиции, если они мыслятся функционально — как выполняющие определенные функции в системе или как аспекты. В таком случае, лучше сказать, что точечные свойства подчиняются принципу дополнительности, который я рассматриваю как конкретизацию принципа единства в многообразии (и, соответственно, принципа двуединства).

Противоположности представляют собой аспекты единого целого.

(Дополнительность)

В языке дополнительность можно выразить, например, такой фразой:

А взаимно дополняет В в α.

Примеры многочисленны: отец-мать-ребенок в семье, закон-власть-народ в государстве, воля-интуиция-интеллект-эмоции-инстинкты в человеке. Функциональные оппозиции схожи с контекстуальными в терминологии лингвистов: противоположение понятий дано относительно некоторого контекста, который задает целостность.

Принцип дополнительности фиксирует ситуацию взаимоисключения вместе с соположенностью в рамках целого. Классический тому пример — описание дуализма частицы и волны в квантовой механике. Условия эксперимента не позволяют одновременно выявлять и вычислять корпускулярные и динамические свойства, однако оба описания верны и дополняют друг друга (в копенгагенской интерпретации). В современном теоретическом мышлении наблюдается тенденция к нестандартному синтезу оппозиций, когда образуются сложные имена, обозначающие «единое в разных аспектах» (или «единое во множестве аспектов»). К таким понятиям можно отнести сложные понятия «пространства-времени», «массы-энергии» в теоретической физике, в которых пространство и время, масса и энергия, мыслятся не как независимые сущности, но как аспекты единого.

Тенденция фиксации дополнительности не обошла и формальную логику. Для описания композиций противоположных понятий К.И.Бахтияровым предложен оригинальный метод логических векторов.

 

 

– 14 –

 

Независимые оппозиции становятся взаимозависимыми и дополнительными при переводе их в разряд аспектов (логических компонентов) некоторой целостности: «Простейшая модель — это "двуединство", двухмерный логический вектор. Пара — это не просто "двое = один + один". Так, например, вместо формулы заборной арифметики: "Ваня + Таня = любовь" в векторной алгебре логики получим вектор ПАРОЧКА= (Ваня, Таня), подобно тому как в математике имеем вектор R = (х, у). Вектор ЧЕТА = (муж, жена) имеет компоненты: женатый мужчина (муж) и замужняя женщина (жена). Вместо независимых элементов — мужчины и женщины — имеем взаимозависимые аспекты единого вектора ("муж и жена — одна сатана")»[2].

Логические вектора могут быть использованы при описании парадоксальных ситуаций. Пример двух противоположных векторов: «В известном парадоксе Рассела полковой брадобрей должен брить только тех, кто не бреется сам. Тогда как же ему брить самого себя? Возможны две версии:

либо брадобрей бреет себя (частным образом) и не бреет себя (официально);

либо напротив: не бреет себя (частным образом) и бреет себя (официально).

Двуликий любитель-профессионал подобен древнеримскому богу Янусу, который смотрит в разные стороны, но сердце у него одно»[3].

Подведем некоторые итоги: логическое моделирование предлагает разные варианты оппозиционных стратегий, но при этом следует общему аналитическому методу разделения на дискретные объекты с последующим структурным соединением. Имеются отдельные области логической науки, где специально изучают и разрабатывают модели диалектического дискурса, например, паранепротиворечивая логика.

Динамика оппозиций обстоятельно изучалась в диалектической традиции. Взаимоисключающие начала не только сопряжены, они вступают во взаимодействие, порождая противостояние, напряжение, конфликт. Через динамичное взаимодействие противоположных начал идет разрушение старого и возникновение нового, количество переходит в новое качества, достигается равновесие, а временная стабильность вновь сменяется подвижной неустойчивостью и движением. Кратко выразить диалектическую установку можно следующим образом.

Противоположные начала, взаимодействуя друг с другом, образуют источник развития.

(Диалектика)

 

 

– 15 –

 

Диалектическое мышление обнаруживает себя в мифологическом менталитете и первых философских рефлексиях, обстоятельно осмысляется в рациональных философских системах (в наиболее развитом виде у Гегеля) и развитых духовных учениях Запада и Востока. Новая волна интереса к диалектике наблюдается в связи с дискуссиями о релятивизме и плюрализме.

Диалектика противоположных начал, описанная в метафизических учениях, включает в себя совокупность принципов: принцип энергийности, принцип корреляции, принцип поляризации, фрактальность, взаимопереход противоположностей друг в друга, принцип гармонии, принцип иерархичности.

Противоположные начала взаимодействуют как энергии.

(Энергийная диалектика)

Согласно восточной мысли, все сущее возникает, благодаря пробуждению потенциальных сил к жизни волей Абсолюта. Все пространство мыслится наполненным изначальной энергией и ее дифференциациями (Огонь пространства, огонь Гераклита, ци, Божественная энергия). Изначальная энергия является движущей силой и источником всех форм. Вселенская энергия сгущается и разряжается, усиливает и уменьшает свои вибрации, то порождает и разрушает формы, то переходит в чистую энергию. Активизация вселенской энергией потенциальных сил управляется законом поляризации — разделением сил и энергий на позитивные и негативные аспекты. Ян-ци в китайской традиции описывается как светлое, теплое, творческое начало, стремление к движению, расширению, инь-ци — темное, холодное, стремление к сжатию и покою[4]. В индийской традиции энергиям ян и инь соответствуют энергии ха и тха (хатха-йога).

В логическо-аналитическом аспекте поляризация осмысляется через принцип корреляции — противоположные начала усматриваются и выделяются во всех областях жизни. Об этом свидетельствует древнеиндийская мудрость: «Во всяком рождении присутствует смерть, в здоровье — болезнь, в успехе — неуспех, в юности — старость». Языковыми средствами энергийную диалектику можно маркировать, например, так:

А в В и В в А.

В ходе дифференциации сил и начал образуются фрактальные (самоподобные) структуры — любая энергия (действие, состояние, принцип) имеет позитивный и негативный полюс, в свою очередь позитивный (или негативный) полюс может иметь как позитивный, так и негативный аспект.

 

 

– 16 –

 

Свойства энергий проясняют диалектику начал, образуя различные комбинации: проницаемость, смешение и образование нового качества; случаи, когда, наоборот, энергии пронизывают друг друга, но не смешиваются. Единство противоположностей обеспечивает их переход друг в друга (принцип взаимоперехода) и взаимопревращения — холодное нагревается, а горячее остывает, жидкое-вода переходит в твердое-лед и газообразное-пар. «Путь вверх-вниз один и тот же» (Гераклит).

Принцип гармонии вводится как регулятивная идея в диалектике противоположных начал. Энергии могут существовать, взаимодействуя и уравновешивая друг друга, но полное равновесие грозит остановкой движения и всякого развития. Здоровье предполагает болезнь и ее преодоление, но грубые нарушения равновесия человеком ведут к неизлечимым болезням, в социальной жизни — к несправедливости и войнам, в экологическом аспекте — к природным катаклизмам.

С принципом гармонии тесно связан принцип соизмеримости, предполагающий способность различать относительность всего — что для одного хорошо, то для другого может оказаться плохим. Если человек не соизмеряет свои желания с возможностями, то он опять-таки нарушает гармонию. Во многих учениях провозглашается правило золотой середины, предписывающее избегать крайностей, ведь крайности сходятся, становятся одинаково отрицательными. Так, крайний оптимист, как правило, лишен интуитивного сочувствия и понимания насущных нужд людей, склонен к достижению целей без разбора средств, а крайний пессимист проявляет неподвижность и бездеятельность, тогда когда необходимо активное решение общественных проблем. Тот факт, что крайности сходятся в определенном отношении, отмечает и Конфуций: «Никогда не изменяются только высшая мудрость и самая большая глупость»[5].

Во временном аспекте энергийная диалектика сообразуется с законами циклов и ритмов. Циклический закон образует круговое или спиральное движение всего сущего, в котором происходит чередование доминирования противоположных начал («отрицание отрицания» Гегеля) — война сменяется миром, подъем чередуется с упадком, напряжение требует после себя расслабления, матриархат когда-то сменился патриархатом и т.д. Если закон циклов направляет деятельность целостной системы, то закон ритмов устанавливает соотношения и чередования сил внутри системы. Например, в музыке цикл устанавливает темп, а ритм ответственен за паузы между нотами. Жизненный цикл человека определяется продолжительностью

 

 

– 17 –

 

существования, внутри которого жизненные ритмы определяют психологические и умственные качества человека в периоды младенчества, детства, юношества, зрелости и старости.

Принцип иерархичности предполагает различение соподчиненных уровней Целого, разделение на высшие и низшие уровни, выделение ведущего и ведомого. Для иерархичного системного целого поляризация проходит между уровнями или планами, позитивный аспект качеств одного уровня на другом может превратиться в негативный аспект и т.д.

Принцип иерархичности применительно к интенсивным свойствам означает поляризацию по вертикали, когда выделяются низшие и высшие аспекты степени одного качества. Например, любовь в своем высшем аспекте мыслится как универсальная сила, вмещающая и соединяющая себе все сущее — бескорыстная любовь и сострадание к человечеству в целом и к каждому отдельному существу (в случае расширения сознания до планетарного целого), ей противостоит эгоистическая любовь к себе, к своему возлюбленному, к своей деревни, которые в этом случае рассматриваются как продолжения телесной самости в мир, как то, что является частной собственностью «я».

Крестообразная структура предполагает двойную поляризацию: позитивно-вверх (к духу) и негативно-вниз (к материи) по вертикали, позитивно-вправо и негативно-влево по горизонтальным уровням. К чему приводит неразвитость мышления и духовного распознавания? К скатыванию на более низкие уровни бессознательного, человек ставится игрушкой во власти внешних враждебных сил. Об этом красноречиво говорит древнеиндийская мудрость: «Кто незнаком с поэзией, музыкой и прочими искусствами, тот словно скотина — разве что без хвоста и рогов». Распознавание единства во многом — признак развитого сознания, неразличение оппозиций в жизни является признаком слабости ума, проявлением узкой односторонности мышления. Древнеиндийская мудрость эти положения засвидетельствовала в следующих словах: «Кто видит во всех существах единую непреходящую сущность, кто видит в раздельных нераздельное, тот наделен благим познанием. Кто видит во всех существах многообразие и раздельность, знание того ослеплено страстью. Кто, не заботясь о причине и не постигая сущности, привязан к одному, словно ко всеобщему, знание того темно».

Живя в материальном мире и действуя, разумный человек должен различать оппозиции и уметь правильно их использовать. Но сознание духовно продвинутых людей, согласно восточным учениям, способно выйти за пределы физического мира противоположностей.

 

 

– 18 –

 

Холистическое мировидение индуизма, буддизма и даосизма провозглашает принцип недвойственности. Согласно холистическим учениям, Вселенная, все сущее порождаются изнутри вовне из единого источника — Центра, называемого Абсолютом (Единым, Пара-брахманом, Дао, Беспредельностью). Все видимое и невидимое наполнено единой субстанцией — духо-материей, которая пронизывает все планы бытия, является источником дифференциации всех сил и всего многообразия миров. Дифференциации единой субстанции беспредельны. Если в этих рассуждениях акцент делается на единстве первоисточника и подчеркивается, что видимый мир есть всего лишь иллюзия по отношению к источнику, то имеем дело с концепцией недвойственности или абсолютного бытия вне оппозиций.

Наиболее выразительным примером недвойственности может служить Адвайта-Веданта, раскрываемая в философии Шанкары. На пути духовного совершенствования наступает состояние, когда человек уже не связан мирскими привязанностями и желаниями, происходит воссоединение индивидуального «я» с Высшим «Эго» и сознание человека расширяется до вселенского сознания. Путь знания и путь сердца сливаются: снисхождение ума в сердце порождает мудрость, а мудрость, воплощенная в жизни — в каждом помысле, слове и поступке, есть преданность и любовь к Богу, который только один есть истинная реальность:

Уничтожено заблуждение "я " и "мое ",

утвержденное незнаньем.

ЯТо одно неуничтожимое.

Если даже вселенная исчезнет,

Яостанусь.

Яблаженство и единство,

Я Атман Есмь[6].

Если осознается единство первоисточника, но при этом подчеркивается феноменальная существенность, другими словами, существенность видимого мира противоположений для человека, то имеем дело с объединенными стратегиями двуединства и недвойственности: противоположные начала взаимодействуют между собой и между единым источником. Образуется творческая триада.

Проблема третьего значения. Роль третьего значения и в аналитике и в диалектике многопланова. В древних мифологических и религиозных традициях мыслили на языке аспектных триад, подчеркивая их сущностное единство. Во многих учениях говорится о Высшем эго человека как о Высшей триаде, например, в индуизме это триединство Атмы (божественная частица в человеке), Буддхи (духовная,

 

 

– 19 –

 

вселенская душа) и Манаса (духовный разум). Диалектику триединства высших начал выражала древнеегипетская формула «три в одном, один в трех», в индийском пантеоне выделяли тримурти — Брахма (созидатель), Шива (разрушитель-воссоздатель), Вишну (хранитель), в христианстве Бог троичен, его ипостаси — Отец, Сын и Святой дух. Среди философских триад особо примечательны следующие: материя — сила — сознание, желание — воля — ум, воля — ум — действие, идея — мысль — слово, мысль — слово — поступок, вещество — энергия — информация.

Есть ли между оппозициями среднее? Являются ли те или иные оппозиции крайними проявлениями интенсивного свойства? Эти вопросы для многих из пар бинарных оппозиций оказались дискуссионными. Диоген Лаэртский приводит мнения стоиков и перипатетиков по поводу среднего между добродетелью и пороком. Стоики показывают, что интенсивность в этом случае не применима: «Между добродетелью и пороком полагают они, нет ничего среднего (тогда как перипатетики, например, полагают, что между добродетелью и пороком лежит совершенствование). В самом деле, говорят они, как палка бывает прямая, или кривая, так и поступок — справедлив, или несправедлив, но никак не "более справедлив" или "менее справедлив", то же и в остальных случаях»[7]. Однако в аспектном отношении правильно мыслить триадой по стратегии стоиков: «Все сущее считают они или благом, или злом, или ни тем, ни другим. Блага — это добродетели: разумение, справедливость, мужество, здравомыслие и прочее. Зло — это противоположное: неразумие, несправедливость и прочее. Ни то, ни другое — это все, что не приносит ни пользы, ни вреда, например, жизнь и здоровье, наслаждение, красота, сила, богатство, слава, знатность, равно как и их противоположности: смерть, болезнь, мучение, уродство, бессилие, бедность, бесславие, безродность и тому подобное. Так пишут Гекатон в VII книге "О конечных целях", Аполлодор в "Этике" и Хризипп. В самом деле, все это не блага, а предметы безразличные, хоть по виду и предпочтительные»[8].

Переходные состояния в интенсивных свойствах часто фиксируются выделением самостоятельных понятий: белое — серое — черное, больше — равно — меньше. Третье переходное состояние особенно становится ценным, когда специально уделяют внимание пограничным состояниям, например, вера переходит в неверие в состояниях половинчатости, сомнения, что выражено в понятии верования.

Образование третьего значения путем склеивания двух пар оппозиций часто фиксирует ситуацию, когда одно качество не может существовать без поддержки другого. Например, мужеству противостоит

 

 

– 20 –

 

трусость, а осторожности — безрассудность. Мужество без осторожности рискует перейти в крайнюю форму безрассудности, отсюда возникает триада мужество — осторожность — трусость, которая по существу редуцирует четверицу оппозиций в триаду[9].

Исследователи выделяют медиацию или прогрессивное посредничество как стратегию разрешения противоречий в мифологическом мышлении. «Предположим, пишет Леви-Стросс, что два противоположных члена, между которыми не существует никакого перехода, вначале заменяются двумя эквивалентными членами, но которые опосредованы уже каким-то промежуточным (средним) членом. Далее эта триада заменяется следующей триадой, где противоположность между крайними членами является менее выраженной, и т.д. В результате противоположности оказываются как бы "смазанными" и в конечном счете подобными друг другу»[10]. В примере Леви-Стросса исходная пара членов — жизнь и смерть, заменяется двумя другими оппозициями, между которыми появляется медиатор: земледелие — охота — война, травоядные — пожиратели падали — плотоядные. С одной стороны пожиратели падали подобны плотоядным, так как питаются мясом, а с другой стороны — травоядным, так как не убивают того, кого едят.

В третьем значении часто фиксируется отсутствие качества: (за — против) — воздержался, (принять — опровергнуть) — иметь в виду, симпатия — апатия — антипатия, действие — бездействие — противодействие. Отсутствие может оказаться присутствием иного, и, таким образом, происходит склейка оппозиций и дополнений: (научное — лженаучное) — вненаучное.

Нейтралитет приобретает особую ценность, когда становится центром. Например, в декартовой системе координат, соединяющей оппозицию положительных и отрицательных чисел с оппозицией действительных и мнимых чисел, выделенной точкой является центр, т.е. нуль. Нуль же означает ему противоположное — бесконечность и есть как бы выход в иное беспредельное измерение. Математический смысл нуля-центра можно сопоставить с метафизическим. В духовных практиках выход за оппозиции, за двойственность мыслится как переход на качественно высший уровень сознания и приобретение сверхкачеств мудреца. Мудрость демонстрирует себя в следовании правилу золотой середины или достижения состояния равновесия. Мудрец постоянно не теряет связь с центром (Божественной Мудростью).

Поясним сказанное на примере учения индийской школы санкхья о трех гунах: саттве, раджасе и тамасе. Тамас — это инертность, в негативном аспекте для человека оборачивается как неведение

 

 

– 21 –

 

и тьма, он опутывает человека леностью, беззаботностью, бездеятельностью, сонливостью. Раджас — это деятельность (действие и противодействие), когда раджас доминирует он порождает смятение и неугомонность, он источник неукротимых желаний и привязанности. Когда сознание саттвическое (созерцательное), в душе воцаряется покой, гармония, добродетель. Такой человек праведен, и в нем пробуждается знание, проницательность, чистый разум и интуиция. Элементы тамаса, раджаса и саттвы есть в каждом человеке, но мудрец стремится выйти из их плена, даже из золотой клетки саттвы-сча-стья: «Кто поднялся над тремя гунами и сохраняет одинаковое восприятие и душевный покой в наслаждении и страдании, славе и позоре — тот мудрец и совершенный йогин»[11]. Мудрец может управлять тремя гунами: «Когда работа йогина-мудреца направлена на объединение мира, его основная гунна — это саттва. Здесь йогин выступает как созидательная сила»[12]. Освобождение от трех гун означает освобождение от сансары — колеса рождений и мирской привязанности.

В научном дискурсе также осознается выделенная роль центра. Небезынтересны примеры из космологии. В ядре нашей Галактики находится поражающий воображение объект — черная дыра с массой 3 млн масс Солнца и диаметром всего несколько километров. У черный дыры нет поверхности, но есть горизонт событий, за который никакой процесс не уходит наружу. Вокруг черный дыры звезды вращаются с бешеной скоростью, вещество ближайших из них втягивается черной дырой вовнутрь. Согласно одной из гипотез, черные дыры есть переход в иное параллельное измерение. Таким образом, получается, что вселенная и иновселенная сопряжены между собой через общий центр. Теоретически допускается множество мини-вселенных, генетически возникающих из единого источника, но между собой прямо не связанных.

Исследователь арабской классической философии А.В.Смирнов указывает на особый стиль арабского средневекового мышления, отличный от западноевропейской традиции[13]. Противопоставление низа-низшего (Земли) и верха-высшего (Неба) характерно для многих западных и восточных мистико-религиозных традиций, причем в философском пантеизме отстаивается мысль о субстанциональном единстве мира и присутствии Бога в мире. Напротив, в арабской традиции делается акцент не на субстанциальности, а на процессуальное™ и действенном порождении оппозиций из центра, который, если я правильно поняла автора, в иерархичной западной модели назвали бы промежуточным слоем. Оппозиции мыслятся внеположен-ными друг другу, взаимоисключающими друг друга, нет ни низа, ни

 

 

– 22 –

 

верха, но есть явное и скрытое, причем маркировка явного и скрытого соотнесена с положением наблюдателя (соответственно, противоположные понятия взаимозаменимы), отсюда иерархичность — одноуровневая. Аналогия между оппозицией явного и скрытого (в арабском мышлении) и оппозицией явления и сущности (в западном мышлении), обращает внимание Смирнов, является мнимой. Совпадение оппозиций в третьем значении порождает новый смысл, причем каждый раз этот смысл обусловлен порождающей его процедурой. Именно переходом одной оппозиции в другую и обратно обусловлено появление третьего смысла. Сама возможность такого перехода означает утвержденность третьего смысла. Так, например, возможность взаимоперехода воды и огня означает утвержденность состояния их совпадения при раздельности, т.е. — «нагретости-воды» (пар в бане). Прослеживая движение мысли Ибн Фараби, Смирнов показывает, что для него мир и Бог совпадают (как совпадают «явное» и «скрытое», оставаясь каждое иным, нежели другое, но и не иным благодаря взаимному переводу). Причем «подлинность не в Боге таковом, и не в мире таковом, а в возможности перехода от одного к другому: их взаимный перевод и составляет истину миропорядка»[14], т.е. третьего смысла. Другими словами, существенным оказывается противостояние не оппозиций (мир — Бог) между собой, поскольку они одноуровневы и внеположены, а их совместное противостояние третьему значению (миропорядку). Конфигурации творческих триад при таком понимании можно записать так: утвержденность/ существование-несуществование, действие/действующее-претерпевающее.

Отмечу, что и в западных мистических традициях мыслили промежуточный слой между планами или уровнями мироздания как фокус творческого порождения, значимой творческой трансформации, но, к сожалению, в ограниченных рамках данной работы, нет возможности обсудить этот вопрос подробнее[15].

Прагматические аспекты недвойственности и двуединства. Позиция недвойственности ведет на практике к овладению наукой единства, что психологически означает телесный и духовный аскетизм, культивирование в себе внутреннего покоя (возможен вариант — при внешней подвижности), об этих состояниях говорит индийская мудрость: «Истинно велик тот, кому все равно — счастье или горе, кому все равно — булыжник или золото, кому все равно — приятное или неприятное, кому все равно — хула или хвала». Следующее изречение Будды относится к описанию сверхсостояния сознания: «Никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она»[16]. Наука единства в крайних формах аскетизма ведет к мироотречной позиции.

 

 

– 23 –

 

Позиция мероприятия принимает двуединство противоположностей и выдвигает принцип нейтральности.

Оппозиции сами по себе нейтральны, все дело в их использовании человеком.

(Прагматическое решение)

Оппозиции становятся разрушительными или созидательными силами в зависимости от намерений или дел человека. Во многих практиках специально учили управлять противоположными началами. Так, например, в книге Э.Хейч дается описание практики освоения двенадцати основных пар оппозиций, что считалось обязательным в институте древнеегипетского посвящения[17]. Эти ряды оппозиций следующие: молчание — разговор, восприимчивость — сопротивление влиянию, повиновение — управление, скромность — уверенность в себе, молниеносная быстрота — осторожность, способность принимать все — способность различать, борьба — спокойствие, предусмотрительность — отвага, не владеть ничем — владеть всем, отсутствие привязанностей — верность, преданность, презрение к смерти — уважение к жизни, равнодушие — любовь. Овладение оппозициями означает их использование в нужное время и в нужном месте, в таком случае они становятся проявление божественной силы, добра. Если же их использовать, где и когда не следует, они будут сатанински злыми. Так, например: «Восприимчивость прекрасна, когда мы открываем себя всему высокому и прекрасному, когда мы воспринимаем волю Бога и позволяем Ему действовать в нас. Но она же разрушительна, если ведет к бесхарактерности и подчинению чужим влияниям. Способность противостоять влияниям имеет в виду все низкие влияния. Если же мы будем сопротивляться и высшим силам, то она превратится в дьявольский вид самоизоляции»[18].

 

Примечания

 



[1] Стратегиям раздвоения единого на противоположные начала в философии и науке посвящена большая работа В.В.Попкова См.: Попков В.В. Двойственность // Филос. исслед. 2001. № 3. С. 158-197).

 

[2] Бахтияров К.И. Логика двух- и трехмерная (парадоксы и силлогизмы) // Мысль и искусство аргументации. М., 2003. С. 220—221.

 

[3] Там же. С. 222.

 

[4] Современная синергетика как общенаучная методология динамического хаоса вобрала многие идеи концепции недвойственности и энергийной диалектики. См.: Григорьева Т.П. Синергетика и Восток // Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. М., 2000. С. 243—261.

 

[5] Цит. по: Семененко И.И. Афоризмы Конфуция. М., 1987. С. 148.

 

[6] См.: Шри Шанкарачарья. Семь трактатов. СПб., 1999. С. 4.

 

[7] См.: Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. С. 307.

 

[8] Там же. С. 299-300.

 

[9] На прием композиции оппозиций по типу четверицы обращают внимание многие исследователи. В.В.Попков находит четырехэлементный базис у пифагорейцев, Аристотеля и в современной науке. См.: Попков В.В. Двойственность.

 

[10] Следуя Леви-Строссу, В.Черняк подробно развивает тему медиаторов. Цит. по: Рациональность на перепутье. В 2кн. Кн. 1. М., 1999. С. 177.

 

[11] Свами Шивананда. Йога и сила мысли. Киев, 2003. С. 28.

 

[12] Там же. С. 31.

 

[13] Смирнов А.В. Логика смысла. М., 2001.

 

[14] Там же. С. 386.

 

[15] См., например, Учение Храма. Львов. 2004.

 

[16] Дхаммапада. Рига, 1991. С. 5.

 

[17] Элизабет Хейч. Посвящение. М., 1997. С. 94-101.

 

[18] Там же. С. 96-97.