Институт Философии
Российской Академии Наук




  2016 год
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор восточных философий » Научные результаты » 2016 год

2016 год

ВАЖНЕЙШИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Новизна результатов: введен в научный оборот ряд памятников буддийской и китайской мысли, переводы которых на русский язык были сделаны впервые, выявлены ключевые проблемы и цивилизационные ценности основных азиатских традиций – индийской, китайской, арабо-мусульманской и японской; обозначен ряд концептуальных стратегем и эвристических возможностей культурно-цивилизационного подхода к анализу процессов модернизации; новейшие тренды современного этапа модернизации проанализированы с точки зрения конфликта ценностей.


Проанализированы значимые тренды современного этапа модернизации стран азиатского региона с присущими ему противоречиями и негативными последствиями. Выявлена и исследована проблема включения этических концепций незападных культур, и в частности азиатских альтернативных теорий справедливости, в концептуальное пространство, заданное западными этическими категориями и ценностными установками действующей на сегодня модели западной экономики (Степанянц М.Т. Цены и ценности в эпоху глобализации // Вопр. философии. 2016. № 1. С. 43–50). Предложен ряд стратегий культурно-цивилизационного подхода к процессам модернизации; расширены концептуальные рамки понятия «традиция» за счет учета динамического характера соотношения традиции и инновации, традиции и современности; введен параметр межкультурного взаимодействия, в также фактор национальных особенностей политической культуры и социальных институтов (Карелова Л.Б. Опыт культурно-цивилизационного подхода к проблеме модернизации в работах В.Г. Федотовой и его эвристические возможности // Полис. Полит. исслед. 2016. № 6. С. 173–182).

 

Обобщены эвристические возможности применения метода «структурного анализа» в синологии (Рыков С.Ю. Структурный анализ древнекитайской классики: модернизация китаеведения или модернизаторство китайской мысли // Уч. зап. Отд. Китая. 2016. Вып. 21. C. 315–353; Рыков С.(Rykov S.). The ‘School of Structural Analysis’ in Modern Russian Sinology // Journal of World Philosophies. 2016. № 1. P. 26–40).

 

Проанализированы подходы европейских и индийских философов к сознанию (Лысенко В.Г. Психика и сознание в индийской философии // Мир психологии. 2016. № 3 (87). С. 210–223); исследованы проблема телесности в индийской и японской мысли (Лысенко В.Г. Что делает тело живым – взгляд из Индии // Тема «живого тела» в истории философии. М.; СПб., 2016. С. 43–65; Карелова Л.Б. Концепции «живого тела» в современной японской феноменологии (на материале работа Юасы Ясуо и Итикавы Хироси) // Там же. С. 161–176).

 

Выявлены основные идейные предпосылки трудовой этики и корпоративной культуры в Японии (Карелова Л.Б. У истоков японской трудовой этики и корпоративной культуры: трактат Исиды Байгана «Беседы горожанина и селянина» // Анатомия философии: как работает текст. Сб. ст. / Сост. и отв. ред. Ю.В. Синеокая. М., 2016. С. 525–550).

 

Выявлены особенности языковых картин мира в индийской, европейской и китайской культурах (Лысенко В.Г. Категории языка и категории мышления в индийском философском тексте (Прашастапада «Собрание характеристик категорий») // Филос. журн. / Philosophy Journal. 2016. Т. 9. № 2. С. 37–53; Рубец М.В. Роль китайской языковой картины мира в организации когнитивных процессов ее носителей // Уч. зап. Отд. Китая. 2016. Вып. 21. С. 513–530); впервые переведены и проанализированы фрагменты текстов Васубандху и Ибн-Рушда (Васубандху. «Пудгалавинишчая» (Титлин Л.И.Васубандху. «Пудгалавинишчая» / Предисловие, пер. фрагментов 943-948 // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер. «Философия». 2016. № 4. С. 116–128; Ефремова Н.В., пер., предисл. и коммент.: Ибн-Рушд. «“Большой Комментарий” к “Метафизике Аристотеля”» (Тафсир Ма ба'ад ат-таби'ат). Раздел об обосновании бытия Бога и о Его атрибутах // Ars Islamica. М., 2016. С. 512–552).

 

 

ПЛАНОВАЯ НАУЧНАЯ РАБОТА

Научно-популярные статьи

  1. Ефремова Н.В., Ибрагим Т.К. Жизнь пророка Мухаммада // Мавлид ан-Набий: Научно-культурол. альманах. М., 2016. С. 12–30.


Научные статьи

  1. Карелова Л.Б. Концепция времени у Кимуры Бина // История философии / History of Philosophy. 2016. Т. 21. № 2. С. 35–44. *
  2. Карелова Л.Б. Опыт культурно-цивилизационного подхода к проблеме модернизации в работах В.Г. Федотовой и его эвристические возможности // Полис: Полит. исслед. 2016. № 6. С. 173–182.
  3. Карелова Л.Б. У истоков японской трудовой этики и корпоративной культуры: трактат Исиды Байгана «Беседы горожанина и селянина» // Анатомия философии: как работает текст / Сост. и отв. ред. Ю.В. Синеокая. М., 2016. С. 525–550.
  4. Лысенко В.Г. Категории языка и категории мышления в индийском философском тексте (Прашастапада «Собрание характеристик категорий») // Филос. журн. / Philosophy Journal. 2016. Т. 9. № 2. С. 37–53.
  5. Лысенко В.Г. Психика и сознание в индийской философии // Мир психологии. 2016. № 3 (87). С. 10–223.
  6. Лысенко В.Г. Жюльен Ф., Юлен М. // Философы Франции: Слов. Изд. 2-е, испр. и доп. М.; СПб., 2016. С. 186–188, 452–455.
  7. Лысенко В.Г. Категории языка и категории мышления в индийском философском тексте (Прашастапада «Собрание характеристик категорий») // Анатомия философии: как работает текст / Сост. и отв. ред. Ю.В. Синеокая. М., 2016. С. 101–124.
  8. Рубец М.В. Роль китайской языковой картины мира в организации когнитивных процессов ее носителей // Уч. зап. отдела Китая. 2016. Вып. 21. С. 513–530.
  9. Рыков С. (Rykov S.). The ‘School of Structural Analysis’ in Modern Russian Sinology // Journal of World Philosophies. 2016. No. 1. P. 26–40.
  10. Рыков С.Ю. Структурный анализ древнекитайской классики: модернизация китаеведения или модернизаторство китайской мысли // Уч. зап. отдела Китая. 2016. Вып. 21. C. 315–353.
  11. Степанянц М.Т. (Stepanyants M.). On the Way to Intercultural Philosophy // Confluence: Online Journal of World Philosophies. 2016. Vol. 4. С. 240–256. URL: http://www.verlag-alber.de/e-journals/confluence/abstract_html?aid=67
  12. Степанянц М.Т. Поиск национальной модели развития: обращение к архаике // Полис. Полит. исслед. 2016. № 6. С. 37–51. *
  13. Степанянц М.Т. Цены и ценности в эпоху глобализации // Вопр. философии. 2016. № 1. С. 43–50.
  14. Степанянц М.Т. (Stepanyants М.). Contemporary Challenges to Traditional Values and Virtues: A Russian Case // Philosophy and Spirituality across Cultures and Civilizations. Russian Philosophical Studies, VII. Washington: The Council for Research in Values and Philosophy, 2015. P. 11–20. (не вошла в отчет 2015 г.).
  15. Степанянц М.Т. (Stepanyants M.). Intercultural Philosophy as the Imperative of Our Time // Philosophies in Dialogue: Bridging the Great Philosophical Divides. Eds. Suwanna Satha Anand, Kanit Sirichan, Lowell Skar. Bangkok: Chulangkorn University. 2016. P. 31–40.*
  16. Степанянц М.Т. Предисловие // Мехди Санаи. Мусульманское право и политика: история и современность. М., 2016. С. 4–15.
  17. Степанянц М.Т. Indian Philosophy in the Context of Intercultural Philosophy // Философские перекрёстки цивилизаций: Сб. материалов конф. М., 2016. C. 9–18.*

 

Переводы

  1. Ефремова Н.В., пер., предисл. и коммент.: Ибн-Рушд. «“Большой Комментарий” к “Метафизике Аристотеля”» (Тафсир Ма ба'ад ат-таби'ат). Раздел об обосновании бытия Бога и о Его атрибутах // Ars Islamica. М., 2016. С. 512–552.
  2. Титлин Л.И., пер., предисл.: Васубандху. «Пудгалавинишчая». Фрагменты 943-948 // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер. «Философия». 2016. № 4. С. 116–128.
  3. Титлин Л.И., пер. с лат., предисл., коммент.: Джордано Бруно. О тенях идей // Vox. Филос. журн. 2016. № 21. URL: http://vox-journal.org/html/issues/347/376

 

Доклады, тезисы, выступления

  1. Атомизм и континуализм в гуманитарном знании и современная наука. Материалы «круглого стола» [Участники: В.И. Аршинов, В.Г. Лысенко, Е.А. Мамчур, А.В. Родин, М.В. Рубец и др.] // Вопр. философии. 2016. № 10. С. 143–174.
  2. Карелова Л.Б. Концепции «живого тела» в современной японской феноменологии (на материале работа Юасы Ясуо и Итикавы Хироси) // Тема «живого тела» в истории философии: Материалы науч. конф. (г. Москва, май 2015 г.) / Отв. ред. И.И. Блауберг. М.; СПб., 2016. С. 161–176.
  3. Лысенко В.Г. Возможности сравнения систем категорий Аристотеля и Прашастапады // Аристотелевское наследие как конституирующий элемент европейской рациональности: Моск. международ. конф. по Аристотелю 2016 (г. Москва, 17–19 окт. 2016 г.): Материалы к докл. / Отв. ред. В.В. Петров. М., 2016. С. 29.
  4. Лысенко В.Г. Что делает тело живым – взгляд из Индии // Тема «живого тела» в истории философии: Материалы науч. конф. (г. Москва, май 2015 г.) / Отв. ред. И.И. Блауберг. М.; СПб., 2016. C. 43–65.
  5. Степанянц М.Т. Два лика традиционализма: поворот вспять или прорыв к будущему? // Тез. докл. Международ. конф. «Традиционализация и архаизация современного политического пространства в странах Центра и Периферии: причины и перспективы» (г. Москва, 25 мая 2016 г.). М.: МПГУ, 2016. С. 16.

 

Рецензии, обзоры

  1. Лысенко В.Г. Есть ли у животных сознание? (Интервью) // Философия науки и техники. 2016. Т. 21. № 1. С. 66–77. (соавт. А. Синха).

 

НАУЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Международные и общероссийские мероприятия

1) Сектором восточных философий совместно с Центром тибетской культуры и иформации была организована Международная конференция «Буддизм и феноменология», 7-8 ноября 2016 г., Москва, Институт философии РАН (более 100 участников, 8 иностранных пленарных докладчиков).

 

Научные мероприятия

2) В секторе восточных философий на постоянной основе работает научный семинар «Востоковедение и сравнительная философия в 21 веке: вызовы и перспективы». Руководитель – Лысенко В.Г.

Прошедшие заседания:

  • 1 марта 2016 г. - доклад приглашенного профессора, PHD (Сорбонна, Париж)  Аркадия Неделя на тему: «Гомотопический подход к философии. Индийская философия: Одна или Много?»
  • 31 марта 2016 г. -  доклад д. филос.н., профессора Забайкальского государственного университета Бернюкевич Т.В. на тему «Рецепция буддизма в русской философии и литературе».
  • 17 мая 2016 г. - доклад к. филос. н., научного сотрудника сектора восточных философий Анашиной Марии Владимировны на тему «Экологические вызовы и экологическая модернизация Китая».
  • 19 мая 2016 г. -  совместное заседание методологических семинаров Сектора социальной философии«Социальная философия и развитие гражданского общества в России» и  Сектора восточных философий «Востоковедение и сравнительная философия в 21 веке: вызовы и перспективы»  на тему:  «Модели модернизации в межкультурной перспективе» - Обсуждение книги В.Г.Федотовой «Модернизация и культура».
  • 27 сентября 2016 г. -  доклад к. филос. н., младшего научного сотрудника сектора восточных философий Рубец Марии Владимировны на тему «Поликодовые тексты китайского интернет-пространства как проблема эпистемологии».

 

Просветительские и популяризаторские мероприятия

3) На базе Института философии РАН организован цикл популярных лекций «Российские индологи об Индии». Руководитель – Лысенко В.Г.

Прошедшие лекции:

  • 16 февраля 2016 г. - Степанянц М.Т., главный научный сотрудник ИФ РАН, доктор философских наук, профессор «Махатма Ганди: утопист или провидец?».
  • 15 марта 2016 г. - Аркадий Недель, PHD (Сорбонна, Париж), приглашенный профессор (Университетов Ка' Фоскари, Венеция, Перадения, Шри Ланка) «Радость общего "я". Тамильские сиддхи в поисках Истины».
  • 26 апреля 2016 г. - Максим Борисович Демченко, канд. культурологии, сотрудник Центра межрелигиозного диалога им. Абхишиктананды (Дели), доц. каф. истории и феноменологии религии РПУ (Москва) «Индусско-сикхский синтез в народной религии Северной Индии».
  • 26 мая 2016 г. - Канаева Наталия Алексеевна, к.ф.н., доцент Школы философии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» «Парадигма санскритской учености и культура Индии».
  • 16 июня 2016 г. - Дубянская Т.А., преподаватель языка и литературы хинди (Ягеллонский университет, Краков), автор работ по индийской литературе 19 и 20 веков «Англоязычная литература Индии в современном мире».
  • 29 сентября 2016 г. -  Шаумян Т.Л. руководитель Центра индийских исследований Института востоковедения РАН, доцент факультета мировой политики МГУ «Россия и Тибет: малоизвестные страницы истории...»
  • 29 ноября 2016 г. - Стрелкова Г.В., к.филол.н., доцент на кафедре индийской филологии ИСАА МГУ «Литература хинди: от эпохи Бхаратенду и Премчанда до наших дней».

 

4) Организация и модерация Французского философского клуба для франкофонов Москвы «La philosophie d’expression française».

Прошедшие лекции:

5) Интервью с д.ф.н. М.Т. Степанянц. Marietta Stepanyants on Indian Standard Time. In conversation with Marietta Stepanyants. Anchor: Siddharth Varadarajan. Rajya Sabha TV, April 9, 2016 (26 minutes). https://www.youtube.com/watch?v=cOKkndvfJ8w&index=2&list=PLVOgwA_DiGzrbuW8QqUEK3AHeghfPrHPw

 

Информация об участии сотрудников сектора в научных мероприятиях (Ф.И.О., название конференции и доклада, дата)

  • Анашина М.В. Методсеминар «Востоковедение и сравнительная философия в 21 веке: вызовы и перспективы». Доклад «Экологические вызовы и экологическая модернизация Китая», ИФ РАН, 17 мая 2016 г. http://iphras.ru/msv.htm.
  • Ефремова Н.В. Участие в III-й Международной научно-теологической конференции «Бигиевские чтения»: «Всеохватность божественной милости как принцип межрелигиозного диалога в XXI веке» (г. Санкт-Петербург, 27–29 апреля 2016 г). Доклад: «Универсалистская интенция фальсафы» (Секция №1. Всеохватность божественной милости в философском контексте). http://dumrf.ru/regions/78/announcement/10672.
  • Карелова Л.Б. Круглый стол «Субъективность сознания в буддийской и феоменологической перспективах» в рамках международной конференции «Буддизм и феноменология» 7-8 ноября, ИФ РАН, Москва. Доклад  «Проблема субъектности в философии Нисиды Китаро». http://iphras.ru/uplfile/orient/buddism_and_phenomenology_conference/program_A4_rus.pdf.
  • Лысенко В.Г. 78-е заседание междисциплинарного научно-теоретического семинара "Философско-методологические проблемы искусственного интеллекта",  26 апреля 2016, ИФРАН, Москва. Доклад: «Чем подход индийских философов к исследованию сознания отличается от западного?» http://iphras.ru/uplfile/ai/sem/ai78.pdf.
  • Лысенко В. Международная конференция «Inter-religious and inter-cultural dialogue in a pluralistic world: Philosophical and Theological Perspectives». June 1-2, 2016, Constanța (Romania). Paper: Relation between Philosophy and Religion in India: A Comparative Perspective. http://constantaconferenc.wixsite.com/2016/programme.
  • Лысенко В. Международный семинар «Knowledge and Spirituality. Religious Dimension of Man in the Horizon of Contemporary Challenges». 4-6 June, Vatra-Dornei (Romania). Paper: «Buddhism as an interactive message: the principle of Upaya Kaushalya».
  • Лысенко В.Г. Цикл философских бесед «Реплики».  В.Г. Лысенко и Д.И. Дубровский  беседуют на тему: «Природа сознания: Восток – Запад» 23 июня, Библиотека им. Ф.М. Достоевского, Москва. http://iphras.ru/14_61.htm.
  • Лысенко В.Г. Научная конференция «Субъективный мир в контексте вызовов современных когнитивных наук», 5–6 октября 2016 г. ИФРАН, Москва.  Доклад: «Субъективность (проблема квалиа) в буддийской философии». http://iphras.ru/page13079430.htm.
  • Лысенко В.Г. Московская международная конференция по Аристотелю «Аристотелевское наследие как конституирующий элемент европейской рациональности», 18 октября 2016, ИФРАН, Москва. Доклад: «Возможности сравнения систем категорий Аристотеля и Прашастапады». http://iphras.ru/uplfile/histsc/conference/_MIAC_2016.pdf.
  • Лысенко В.Г. Международный симпозиум « Leibniz heute Lesen Internationales symposium.  Österreichische Akademie der Wissenschaften. 1010 Wien. 4 ноября 2016.  Доклад: The Monadology in the Perspective of an Atomistic Approach: some Indian Parallels. http://leibniz-2016.de/wp-content/uploads/2014/11/%C3%96AW-Programmheft-Symposium_Leibniz-heute-lesen-final.pdf.
  • Лысенко В.Г. Круглый стол "Тибетология и буддология на стыке науки и религии", 10 ноября ИВ РАН, Москва. Доклад «Место философии в буддизме». https://www.ivran.ru/novosti-nauki?artid=5802.
  • Рубец М.В. XXII Всероссийская научная конференции «Философии восточно-азиатского региона (Китай, Япония, Корея) и современная цивилизация», 25 мая 2016 г., ИДВ РАН, Москва. Доклад «Поликодовые тексты китайского интернет-пространства как проблема эпистемологии». http://www.ifes-ras.ru/events/4/366-xvii-vserossijskoj-nauchnoj-konferenczii/.
  • Рубец М.В. Методсеминар «Востоковедение и сравнительная философия в 21 веке: вызовы и перспективы». Доклад «Поликодовые тексты китайского интернет-пространства как проблема эпистемологии»., ИФ РАН, 27 сентября 2016 г. http://iphras.ru/msv.htm.
  • Степанянц М.Т. Лекция из цикла «Российские индологи об Индии» на тему: «Махатма Ганди: утопист или провидец?», 16 февраля 2016 г., ИФ РАН, Москва. http://iphras.ru/page20970582.htm.
  • Степанянц М.Т.  Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2016». 13 апреля, Факультет политологии МГУ, Москва. Открытая лекция  на тему: «Махатма Ганди: утопист или провидец?» https://lomonosov-msu.ru/rus/event/3500/page/103.
  • Степанянц М.Т. Лекция-презентация «Школы межкультурного образования». 23 ноября 2016 г., Московский Государственный педагогический университет, Москва. http://iphras.ru/23_11_2016.htm.
  • Степанянц М.Т. Научный симпозиум «Арабо-мусульманская философия: актуальные исследования». 14 апреля 2016 г. ИФ РАН, Москва. Доклад «Размышления над книгой Е.А.Фроловой «Дискурс арабской философии». http://iphras.ru/arabomusulmanskayafilosofiya_2016.htm.
  • Степанянц М.Т. Международная конференция «Архаизация и традиционализация современного  политического пространства в странах Центра и Периферии: причины и перспективы», 25-26 мая 2016. МПГУ, Москва. Доклад  на тему: «Два лика традиционализма: поворот вспять или прорыв к будущему?» http://мпгу.рф/novosti/arhaizatsiya-i-traditsionalizatsiya-sovremennogo-politicheskogo-prostranstva-v-stranah-tsentra-i-periferii-prichinyi-i-perspektivyi/.
  • Степанянц М.Т. Международная конференция «Иранистика в Евразии: прошлое, настоящее, будущее», 22-23 сентября, РГГУ, Москва. Доклад «Нераскрытые смыслы Иранской революции». http://rsuh.ru/anons/detail.php?ID=136231.
  • Степанянц М.Т. Цикл философских бесед «Реплики». А.Г. Глинчикова и М.Т. Степанянц «Архаизация: поворот вспять или мобилизация к будущему?», 15 декабря 2016 г. Библиотека им. Ф.М. Достоевского, Москва. http://iphras.ru/22_69.htm.
  • Титлин Л.И. Научная конференция «Субъективный мир в контексте вызовов современных когнитивных наук», 6 октября 2016 г. ИФ РАН, Москва.Доклад «Существование субъекта как предмет полемики между буддистами и вайшешиками в «Пудгалавинишчае» Васубандху». http://iphras.ru/page13079430.htm.
  • Титлин Л.И. Круглый стол «Субъективность сознания в буддийской и феоменологической перспективах» в рамках международной конференции «Буддизм и феноменология» 7-8 ноября 2016 г., ИФ РАН, Москва. Доклад «Опровержение существования субъекта в полемике с вайшешиками в «Пудгалавинишчае» Васубандху» http://iphras.ru/uplfile/orient/buddism_and_phenomenology_conference/program_A4_rus.pdf.
  • Титлин Л.И. LIII международной научной конференции «Рериховские чтения», 5-6 декабря 2016 г, ИВ РАН, Москва. Доклад «Полемика с вайшешиками по вопросу о существовании субъекта в «Пудгалавинишчае» Васубандху». https://ancient.ivran.ru/rerihovskie-chteniya.