Институт Философии
Российской Академии Наук




  Баксанский Олег Евгеньевич
Главная страница » » Сектор био и экофилософии » Сотрудники » Баксанский Олег Евгеньевич

Баксанский Олег Евгеньевич

Баксанский Олег Евгеньевич  

Год и место рождения


19 ноября 1966, г. Москва.

 


Образование

  • 1993–1996 – Психологический факультет МГУ им. Ломоносова по специальности «Психология» (специализация: социальная психология).
  • 1984–1991 – Физический факультет Московского педагогического государственного университета по специальности «Физика».

 

Дополнительное образование:

  • 2000–2002 – Социологический факультет МГУ им. Ломоносова по специальности «Социология» (специализация: экономическая социология).
  • 2000–2004 – Сертификационные социально-когнитивные и социально-бихевиоральные тренинг-программы; квалификация (сертификаты) – Мастер НЛП, Тренер специализированных программ.

Участник сертификационных курсов ряда зарубежных тренеров, в частности, Д.Гриндера, Дж.ДеЛозье, Р.Дилтса, Д.Гордона, Б. ван дер Хорста, М.Холла.

 

Ученые степени

  • Кандидат философских наук, 1993, Москва («Философский анализ оснований взаимоотношения между физикой и математикой»), специальность 09.00.08 – философия науки и техники.
  • Доктор философских наук, 2000, Москва («Единство научных и социальных репрезентаций познания»), специальность 09.00.01 – онтология и теория познания.

Ученые звания

Доцент (1995), профессор (2002).

Профессор по кафедре психологии (2002).

Профессор РАН (2015).

 

Сфера научных интересов

Философия и методология науки, философия естествознания, когнитивная наука и когнитивные дисциплины, методология познания, философия науки и техники, научные репрезентации познания, естественнонаучное познание, NBICS-конвергенция, социально-экономические риски конвергентного подхода.

 

Профессиональная деятельность

Ведущий научный сотрудник ИФ РАН, профессор МПГУ, МГУ им. М.В.Ломоносова, РЭУ им. Г.В.Плеханова.

 

Являюсь проректором по научной работе Государственной Классической Академии им. Маймонида (Рамбама).

Организую и провожу работу с аспирантами, читаю курс «История и философия науки» при подготовке к экзамену по кандидатскому минимуму.

В настоящее время работаю профессором:

  • Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова (кафедра политологии, социологии и психологии),
  • Государственного академического университета гуманитарных наук (кафедра философии),
  • Московского педагогического государственного университета (кафедра психологии, зав. кафедрой),
  • Московского физико-технического университета на кафедре инфокоммуникации.

Учебно-методическую работу начинал с работы в школе:

  1. 1992–2001 гг. – Экспериментальный комплекс социальной помощи детям и подросткам Московского департамента (комитета) образования. Директор Информационно-аналитического Центра.
    Разработка концепции, организация функционирования, создание Информационно-аналитического центра и Психологической службы Центра и Восточного административного округа, подбор персонала, обучение сотрудников.
    Организация Центра дополнительного образования (направление – информатика).
  2. 1997–1998 гг. – Специальная коррекционная общеобразовательная школа   112 (открытого типа) (территориально – г.Лобня Московской области).
    Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работа.
    Разработка концепции, организация функционирования, подбор персонала, выстраивание взаимодействия со структурами правительства Московской области, регистрация, лицензирование, аккредитация.
    Создание Психологической коррекционной службы,подбор персонала, обучение психологов, переподготовка преподавательского состава.
  3. 1998–2000 гг. – Медико-психолого-педагогический Центр «Исток» Восточного административного округа.
    Заместитель директора Центра.
    Разработка концепции, организация функционирования, подбор персонала, выстраивание взаимодействия со структурами Восточного управления образования Московского комитета образования.
  4. 2000–2002 гг. – Преображенский кадетский корпус.
    Заместитель директора по новым информационным технологиям.
    Разработка концепции, организация функционирования, создание Информационно-аналитического центра, организация функционирования образовательного процесса.
    Создание и утверждение учебных планов согласно существовавшего в то время Государственного образовательного стандарта.
    Преподаваемые дисциплины в школе: физика, астрономия, математика, алгебра, геометрия, информатика, социология, философия, обществоведение, психология.
  5. 1989 – по н.вр. – профессор кафедры методики преподавания физики, теория и методике обучения физике, психологии Московского педагогического государственного университета.
    Организация комплекса работа по взаимодействию с базовыми школами г.Москвы, организация педагогической и психологической практики студентов, трудоустройство выпускников, аспирантов и студентов, профориентация и профтестирование.
  6. 1996 – по настоящее время – профессор кафедры психологии и социологии Российского Экономического Университета им. Г.В.Плеханова.
    Организация образовательного процесса по профильным дисциплинам, проведение практики студентов, формирование концепции и структуры дистанционного образования.

Исследовательские проекты

  • «Новые идеи в методологии биологии», 1997 г., 
  • «Модернизация общества и экология», 2000,
  • «Методология когнитивной науки», 2002, 
  • «Когнитивные технологии воздействия на общественное сознание», 2004,
  • «Современные когнитивная наука и когнитивные дисциплины», 2005.
  • "Философия природы сегодня", 2007,
  • "Когнитивизм и конструктивизм: основания и взаимодействие", 2009,
  • "Когнитививный подход в философии и философия образования", 2010,
  • "Методология современного образования: основы и инновации", 2011.

Научные публикации

Имею более 250 научных работ общим объемом более 200 п.л., в т.ч. 15 монографий, среди них:

 

Монографии


Учебные издания


Статьи, разделы в книгах и другие публикации

  • Баксанский О.Е. Философско-методологическая реконструкция ранних этапов развития естествознания в свете теории научных революций Т. Куна// Философия и культура, 2016, № 2 (с соавт).
  • Баксанский О.Е. Особенности функциональной роли руководителя профессиональной образовательной организации в условиях введения ФГОС нового поколения//Педагогика и просвещение, 2015, № 3 (с соавт).
  • Баксанский О.Е. Педагогическое исследование в формате диалога исследователя с научно-образовательным сообществом// Педагогика и просвещение, 2015, № 1 (с соавт).
  • Sources and Foundation of Pragmatic Knowledge // Journal of Communications Technology and Electronics. 2012. Vol. 57. № 8. August. P. 868–882 (Backsanskiy O.E.).
  • Информация как базовая категория современной фундаментальной науки // Современные технологии: философско-методол. пробл. М., 2012. С. 59–111.
  • История и современное состояние когнитивного подхода // Актуальные проблемы современной когнитивной науки. Иваново, 2012. С. 39–43.
  • Конвергентный подход к философии образования // Педагогика и просвещение. 2012. № 1(5). С. 10–16.
  • Психологические основания педагогической деятельности // Психолого-педагогические основы профссиональной деятельности преподавателя медицинского вуза: Метод. рекомендации. М., 2012. С. 7–22 (отв. редактор Важеевская Н.Е.).
  • Философия образования: конвергентный подход // Искусствознание и гуманитарные науки современной России. Параллели и взаимодействия. М., 2012. С. 11–17.
  • Философия, образование и философия образования // Педагогика и просвещение. 2012. № 2(6). С. 6–19.
  • Биофилософия (ИФ РАН, 1997).
  • Жизнь как ценность (ИФ РАН, 2000).
  • Дискурсы эзотерики (философский анализ), М., 2001.
  • Баксанский О.Е. Современные когнитивные репрезентации о мире // Философия науки. Вып. 8: Синергетика человекомерной реальности. – М.: ИФ РАН, 2002.
  • Биология и культура. - М.: Канон+, 2004.
  • Системный подход в современной науке. – М.: Прогресс-Традиция, 2004.
  • Модернизация общества и экология. Ч. I / Отв. ред. О.Е. Баксанский. – М.: ИФ РАН, 2006.
  • Философия науки. Вып. 13: Здоровье как проблема естественных и биомедицинских наук / Отв. ред.: И.К. Лисеев, Е.Н. Гнатик. – М.; ИФ РАН, 2008.
  • Философия природы сегодня. – М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2009.
  • Феномен глобализации в контексте диалога культур. – М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2010.
  • Россия. Многообразие культур и глобализация. – М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2010.
  • Науки о жизни и современная философия. – М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2010.
  • Глобализация и проблема сохранения культурного многообразия / Отв. ред. Ю.В. Хен. – М.: ИФРАН, 2010.
  • Философия физики: Актуальные проблемы: Материалы научной конференции 17--18 июня 2010 года. -  2010, URSS, 400 с.
  • Дискурсы эзотерики. Философский анализ / Под ред. Фесенковой Л.В. – М.: Едиториал УРСС, 2011.
  • Идея эволюции в биологии и культуре. – М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2011.
  • Аронов Р.А. Физическая реальность и познание. Логико-гносеологические патологии познания. Теория относительности и квантовая механика. Наследие А. Эйнштейна, Н. Бора, А. Пуанкаре / Отв. ред. Баксанский О.Е. – М.: Красанд, 2011.
  • Filozofia Przyrody Dzis. Philosophy of nature today/ Redacja W.Lugowski & I.L.Lisiejew. - Warszawa,2010, IFIS, 206 p.
  • Истоки и основания прагматического знания // Информационные процессы (Information Processes), Электронный научный журнал, ISSN: 1819-5822, 2011, том 11, 4, cc. 428-447.
  • Sources and Foundation of Pragmatic Knowledge,
  • ISSN 1064-2269. Journal of Communications Technology and Electronics, 2012, Vol. 57, No. 8. pp. 868-881. © Pleiades Publishing, Inc.,2012.
  • Original Russian Text © N.A. Kuznetsov, O.E. Baksanskii, S.Yu. Zholkov, 2012, published in Informatsionnye Protsessy, 2011, Vol. 11, No. 4, pp. 428-447.
  • Руководство процессом познания: Knowledge Managment. - Философия и культура, № 3 (63), 2013, сс. 366-381. - 10.7256/1999-2793.2013.03.10.
  • Наука и философия образования в ХХI веке: нарративность и дискурс. -Педагогика и просвещение, М., № 1 (09), 2013, сс. 7-18. - 10.7256/2306-434Х.2013.01.2.
  • Коэволюционное мышление в контексте конвергентных технологий: от биологии к культуре\\ Философия и культура, № 9 (69), 2013, сс. 1307-1313.
  • Философские основания экологического образования в эпоху нанотехнологий // Отв. ред. И. К. Лисеев. — М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2014. — 328 с. ISBN 978-5-88373-365-8.

 

Доклады, тезисы, выступления

  • Варианты организационно-методического сопровождения преподавателей медицинского вуза в дополнительном профессиональном обучении // Итоговая международн. конф. по проекту Tempus IV «Система обучения в течение жизни для преподавателей медицинских вузов». Иркутск, 2012. С. 19–28.
  • Информационные технологии как фактор глобализации // Диалог культур в условиях глобализации: Материалы Бакин. форума, посвящ. памяти Г.Алиева. М., 2012. С. 536–541.
  • Когнитивная наука и проблемное поле философии образования // Философия в современном мире: диалог мировоззрений: Материалы VI Рос. филос. конгр. (Н.Новгород, 27–30 июня 2012 г.): В 3 т. Т. II. Н.Новгород, 2012. С. 163.
  • Материалы научно-практической конференции, посвящённой  65-летию Поликлиники № 1 Российской академии наук, Москва. - М.: Наука, 2011. - 456 с. - ISBN 978-5-02-037615-1/ Баксанский О.Е. Философия образования, сс. 169-174.
  • Диалог культур в условиях глобализации/ Материалы Бакинского форума, посвященного  памяти Гейдара Алиева// Под общ. ред. Мамедова Н.  М., Чумакова А. Н. Отв. ред. Гезалов А. А., Мамед-заде  И. Р. — М.: «Канон+»,  РООИ «Реабилитация», 2012. — 616с.
  • Философские проблемы биологии  и медицины:  итоги и перспективы :  сборник статей. — М.: изд-во «Принтберри»,  2011.-300 с.

 

Лекционные курсы

Методология науки, когнитивная психология, менеджмент организации, социология организации, управление персоналом, оценка персонала.


Публичные лекции по философии науки 16-17 марта 2012 г. ИГХТУ. Лектор:Баксанский О.Е. вед. научн. сотр. Института философии РАН:


Лекция 1 (85 мин)
Лекция 2 (76 мин)
Лекция 3 (85 мин)
Лекция 4 (81 мин)
Лекция 5 (61 мин)
Лекция 6 (66 мин)

 

Публичные лекции по философии науки 16-17 марта 2012 г. ИГХТУ. Лектор:Баксанский О.Е. вед. научн. сотр. Института философии РАН:

Видеолекции.
Файлы для скачивания.

Лекция 1 (713 Мбайт)
Лекция 2 (709 Мбайт)
Лекция 3 (719 Мбайт)
Лекция 4 (711 Мбайт)
Лекция 5 (718 Мбайт)
Лекция 6 (643 Мбайт)
Лекция 7 (701 Мбайт)
Лекция 8 (709 Мбайт)
Лекция 9  (102 Мбайт)

 

Презентации по истории и философии науки.

 

Презентации по когнитивной науке.

 

Презентации по когнитивной науке и когнитивным технологиям.

 

 

Публичные лекции по философии науки 16-17 марта 2012 г. ИГХТУ. Лектор:Баксанский О.Е. вед. научн. сотр. Института философии РАН:

Видеолекции.
Смотреть на youtube. 16.04.2012.

Лекция 1
Лекция 2
Лекция 3
Лекция 4
Лекция 5
Лекция 6
Лекция 7
Лекция 8
Лекция 9

 

История становления когнитивной науки: драма людей и драма идей.
Запись телевизионной передачи - февраль 2012 г.

http://narod.ru/disk/43930436001.d912162d000ccfee6475c1e283d2f24d/%D0%91%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B91.mp4.html

 

Лекция в Центральном доме ученых 17 мая 2016 г. "Когнитивные технологии и наука XXI века", посвященная современным подходам в теории познания и методологии науки.
Приношу извинения за плохую видимость, но сама лекция приводится без искажений (в аудитории присутствовало более 50 человек - студенты, аспиранты, ученые различных направлений).
После лекции развернулась активная дискуссия

 

Выступление на канале "ОРТ" в передаче "Гости в студии", посвященной различным аспектам человеческой коммуникации и взаимоотношений 12 декабря 2016 г.
http://мпгу.рф/novosti/prepodavateli-kafedryi-psihologii-stali-uchastnikami-programmyi-gosti-v-studii-kanala-otr/

https://otr-online.ru/programmi/bolshaya-nauka-velikoe-1670/priroda-obidi-61864.html

 

Научное руководство

12 аспирантов, 3 защищенных диссертации, 2 докторанта, 1 защищенная диссертация.

Руководство работой аспирантов и докторантов, работа Центра дистантного образования РЭУ им. Г.В.Плеханова.

 

Учебные и учебно-методические разработки

Комплекс материалов для студентов вузов по когнитивной психологии (2000), социологии (2001), методологии науки (1996, 1998, 2002).

 

Научно-организационная работа

Руководство работой аспирантов и докторантов, работа Центра дистантного образования РЭУ им. Г.В.Плеханова.

Член диссертационных советов по психологии и философии.

 

Организационная работа.

 

Обладаю опытом руководящей работы в сфере управления персоналом в производственных и финансовых (лизинговых) компаниях с распределенной филиальной региональной сетью, владею современными средствами и методами организации всего комплекса работы с персоналом – обучение и развитие, оценка и мотивация, функционирование ассессмент-центра, подбор и оформление персонала применительно к компаниям с разветвленной региональной филиальной сетью.

Владею методологией составления штатного расписания и бюджетирования расходов на персонал, организации программ обучения (включая Корпоративный университет) и взаимодействия с провайдерами образовательных услуг, создания кадрового резерва, обеспечения кадрового аудита, взаимодействия с государственными контролирующими инстанциями по охране труда, диагностикой и оптимизацией организационной структуры и штатного расписания, а также реализации концепции корпоративного развития, обучения и оценки персонала, создания и поддержания благоприятного психологического климата в коллективе.

Неоднократно реализовывал программу открытия новых региональных подразделений с точки зрения подбора, обучения, мотивации, оценки и аттестации персонала, командообразования и создания корпоративных стандартов, корпоративной культуры, внутрикорпоративной коммуникации, корпоративных информационных материалов.

Разрабатывал систему обучения и развития, оценки и мотивации персонала, систему обучающих и тренинговых программ, курировал взаимодействие с провайдерами образовательных услуг, занимался подготовкой штатных расписаний, бюджета затрат на персонал.

Имею многолетний опыт разработки и проведения тренингов различной тематики в разных компаниях, а также подготовки тренеров (обучение, наставничество, тренинги тренеров, коучинг).

Предпочитаю принимать на себя ответственность за реализуемые решения, коммуникабелен, гибок, самостоятелен, обладаю структурированным мышлением, инициативен, стрессоустойчив, нацелен на результат, умею работать как в команде, так и индивидуально, постоянно повышаю профессиональный уровень.

 

  • 2010 – по н.вр. – руководитель отделения «Биоинженерии и биоинформатики» Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М.Сеченова.
    Основные обязанности: организация и обеспечение функионирования отделение, организация учебного процесса, подбор профессорско-преподавательского состава, формирование учебных планов, налаживание связей с научными и образовательными учреждениями страны и зарубежом, сертификация системы менеджмента качества образования ISO 9001:2008.
  • 2007–2009 – Заместитель Генерального директора по персоналу ЗАО «ФармФирма «Сотекс».
    Основные обязанности: обеспечение подбора персонала, организация обучения и создание условий для развития персонала, управление и мотивация персонала, организация региональных подразделений, формирование корпоративной культуры, создание Учебного Производственного Центра, организация системы наставничества на производстве, обучение и сертификация производственного персонала согласно стандартам ISO, развитие региональных дистрибьюторских подразделений, формирование корпоративной культуры.
    Создан Учебный Производственный Центр (г.Сергиев Посад) на заводском производстве, организовано обучение сотрудников производства (180 чел.) для сертификации и получения допуска к работе, реорганизовано и оптимизировано функционирование службы персонала Компании.
  • 2005–2006 – Директор департамента по работе с персоналом ООО «Каркаде лизинг».
    Основные обязанности: обеспечение подбора персонала, организация обучения и создание условий для развития персонала, управление и мотивация персонала, организация новых региональных подразделений, формирование корпоративной культуры.
    Организовано обучение 12 новых региональных представительств и 17 ранее функционирующих,  а также обучение 11 Департаментов Центрального офиса, внедрена новая система мотивации менеджеров Компании, текучесть кадров снижена на 30%.
  • 2004–2005 – Директор службы персонала ООО «Холдинговая компания «Союзэнерго».
    Основные обязанности: обеспечение подбора персонала, организация обучения и создание условий для развития персонала, управление и мотивация персонала, ассессмент персонала, аффилиация и командообразование, формирование корпоративной этики и лояльности персонала.
    Внедрены программы материальной и нематериальной мотивации во всех 12 региональных подразделениях, создан Корпоративный университет и Центр бизнес-образования, ассессмент-центр, разработаны многочисленные программы обучения (менеджмент, командообразование, тайм-менеджмент), заполнены все существующие вакансии и организовано закрытие вновь открывающихся вакансий, текучесть кадров снижена на 80%.
  • 2002–2004 – Заместитель директора службы персонала ООО «Холдинговая компания «Союзэнерго».
    Основные обязанности: подбор персонала, обучение и развитие персонала, управление персоналом, командообразование, мотивация персонала, разрешение конфликтных ситуаций, навыки лидерства, корпоративная этика, креативные подходы.
  • 2000–2002 – Профессор кафедры социологии и психологии Российского Экономического Университета им. Г.В.Плеханова.
    Основные обязанности: создание и организация работы Центра дистантного образования РЭУ.
    Организация центров дистантного обучения в 7 городах России, 6 подразделений центра в г.Москва.
  • 1996–2000 – Доцент кафедры психологии Московского педагогического государственного университета.
    Основные обязанности: организация и проведение производственной практики; разработка и проведение авторских спецкурсов и тренингов по тематике эффективной коммуникации, управлению психологическими состояниями, самопрезентации.
    Обучено порядка 700 студентов, организовано 50 тренинговых групп, создано 18 авторских учебных курсов, проведено около 100 тренингов.

 

Работа по совместительству:

  • 2002 – по н.вр. – Проректор по научной работе Государственной Классической Академии им. Маймонида (Рамбама).
    Организация всего комплекса работ аспирантуры, учебная работа с аспирантами, курс «История и философия науки» при подготовке к экзамену по кандидатскому минимуму.
  • 1996–2002 – Независимый бизнес-тренер и психолог-консультант.
    Разработка и проведение коммуникативных и бизнес-тренингов (ООО «Энко электроникс», ООО «Битстрим», ООО «Интертрейд Инвест», ООО «Олторг», ЗАО «Политика бизнеса», кадровое агентство «Стафф Капитал», фонд «Национальный кадровый резерв»). Преобразование запроса клиента в готовый тренинг-продукт (включая разработку методических материалов), проведение тренингов, оценка результатов обучения. Основная тематика тренингов: эффективная коммуникация, продажи, управление персоналом, мотивация персонала.
    Персональное психологическое консультирование (включая персональный тренинг).
    Проведено порядка 114 тренингов различной тематики (технологии продаж, менеджмент, командообразование, тайм-менеджмент, работа с возражениями, презентация, самопрезентация, работа с аудиторией, выход из стрессовых состояний, тренинги уверенности в себе), проконсультировано порядка 170 руководителей различного уровня.


Профессиональные навыки:

  • Подбор персонала для реализации конкретных проектов и функциональных задач, управление персоналом, командообразование, мотивация персонала, предотвращение конфликтных ситуаций и их разрешение, обеспечение лояльности персонала.
  • Кадровый аудит (оценка состояния кадров, анализ социально-психологического климата, состояние внешнего и внутреннего кадрового резерва).
  • Анализ потребностей в обучении персонала и диагностика его эффективности.
  • Разработка и проведение тренинг-программ, отвечающих конкретному запросу и специфике группы (работа по стандартным программам, адаптация шаблона под специфику задачи, разработка оригинальных продуктов).
  • Ведение переговоров, коммуникация и противостояние манипуляции, обеспечение информационной безопасности.
  • Навыки устной и письменной коммуникации (подготовка и проведение презентаций, написание статей, разработка внутренних регламентов и положений).
  • ПК: опытный пользователь (Word, Excel, Internet);
  • Языки: английский – разговорный.

 

Личные качества:

Энергичность; ответственность; обучаемость; инициативность; умение работать как в команде, так и индивидуально.

 

Ключевые компетенции:

Профессионализм, нацеленность на результат, коммуникабельность, амбициозность, умение признавать собственные ошибки, постоянное повышение уровня своей компетентности, стремление к саморазвитию, творческий подход к решению поставленных задач, избегание шаблонов  и стереотипов.

 

Учебно-методическая и организационная работа

Являюсь проректором по научной работе Государственной Классической Академии им. Маймонида (Рамбама).

Организую и провожу работу с аспирантами, читаю курс «История и философия науки» при подготовке к экзамену по кандидатскому минимуму.

В настоящее время работаю профессором:

  • Российского экономического Университета им. Г.В.Плеханова (кафедра социологии),
  • Государственного академического университета гуманитарных наук (кафедра философии),
  • Московского педагогического государственного университета (кафедра психологии, зав. кафедрой),
  • Московского физико-технического университета на кафедре инфокоммуникации.

Разработана и апробирована в ряде образовательных и научных организаций комплексная концепция, направленная на развитие системы работы с персоналом.

Основные научные результаты

В своих работах исхожу из следующих концептуальных идей:

  1. основной факт функционирования человеческой психики заключается в существовании тенденции судить о реальности, основываясь на своих ожиданиях;
  2. опыт определяет человеческое познание через врожденные структуры познания; эти врожденные структуры приобретаются филогенетически; они независимы от жизненного опыта индивида, т.е. онтогенетически априорны, но сформировались в ходе эволюционного развития, т.е. филогенетически апостериорными;
  3. познавательные способности мозга, развитые в ходе эволюции, способны постигать структуры реального мира, по меньшей мере, адекватно выживанию; для этого они должны быть достаточно адекватны миру;
  4. когнитивной нишей человека, в которой он живет и действует, реконструирует и идентифицирует, является «мезокосм» (Г.Фоллмер), соответствующий миру средних размерностей.

Основное направление научно-исследовательской работы – всесторонний системный анализ «социального конструирования реальности» (П.Бергер, Т.Лукман), осуществляемый исходя из методологии гипотетического реализма (Д.Кэмпбелл, К.Лоренц, Г.Фоллмер). Это достигается путем исследования онтологических, методологических, аксиологических и праксиологических аспектов теории социальных представлений (С.Московичи), когнитивной теории персональных конструктов Дж.А.Келли, построенной на базе философии альтернативного конструктивизма. В данном контексте рассматриваются фиолос. рефлексия теории каузальной атрибуции Г.Келли; проблема эпистемологического статуса когнитологии; проблема смены научно-иссл. парадигмы (переход от классич. познавательной модели к информационной).

Разработка всех этих вопросов свидетельствует о становлении современной когнитивной науки, которая изучает устройство и функционирование концептуальных структур в человеческом сознании, прежде всего, механизмы, с помощью которых индивид приобретает, преобразует, представляет (репрезентирует), хранит и воспроизводит информацию, строит когнитивные репрезентации знания, обеспечивающие специфическое для человека взаимодействие с другими людьми и окружающим миром в целом в направление его со-бытия с природой.

Награды, премии


  • Медаль «В память 850-летия Москвы», 1997 г.
  • Медаль Министерства образования РФ, 1999.
  • Грант Президента РФ молодым докторам наук, 2002, 2003, 2004, 2005.
  • Грант Фонда содействия отечественной науке, 2003, 2004, 2005, 2006.

Е-mail:  obucks@mail.ru