Институт Философии
Российской Академии Наук




  Аронсон Олег Владимирович
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор эстетики » Сотрудники » Аронсон Олег Владимирович

Аронсон Олег Владимирович

Год и место рождения

 1964, г. Орша

Образование

  • Высшее образование, Московский университет путей сообщения, факультет прикладной математики, 1986.
  • Аспирантура, Институт философии АН СССР, г. Москва, 1991–1994.

Ученые степени


ORCID ID

Researcher ID

Scopus Author ID

Кандидат философских наук, 1997. «Философские основания анализа кинематографического пространства», специальность 09.00.04 (эстетика), Совет ИФ РАН, г. Москва

 

0000-0001-6753-7724

W-7136-2018

57192426011

Государственные награды и премии

  • Премия Андрея Белого, 2008
  • Премия гильдии киноведов и кинокритиков России, 2004

Научные интересы

 Современная философия, теория кино, теория медиа, философия математики.

Профессиональная деятельность 

С 2008 г. по наст. вр. – старший научный сотрудник ИФ РАН, г. Москва

2004–2008 – старший научный сотрудник Российского государственного гуманитарного университета, г. Москва

2001–2004 – докторант ИФ РАН

1991–2000 – научный сотрудник ИФ РАН

1989–1991 – младший научный сотрудник ИФ РАН

1986–1989 – программист

Спецкурсы
  • «Философия и математика» (РГГУ, НИУ "Высшая школа экономики")
  • «Современные теории кино» (РГГУ)
  • «Философия и современное искусство» (Институт проблем современного искусства)
Научное руководство Аспирант сектора эстетики

Публикации



 


Книги:

 
Избранные публикации
 
  • Shame as Sensus Communis // Studies in East European Thought. 07 October 2022. Vol. 74. No. 4. P. 595–599. DOI: 10.1007/s11212-022-09496-9. 
  • Политика и перверсия (де Сад Пьера Паоло Пазолини сегодня) // Filozofija i društvo / Philosophy and Society. 2022. Vol. 33. No. 4. P. 860–876. DOI: https://doi.org/10.2298/FID2204860A.
  • Оптическое эксцентрическое. Кино и семиотика безумия // Кинема. 2022. № 3 (1). С. 8–19. 
  • [Тексты] // Komar & Melamid [Кат. выставки] / Сост. А. Ерофеев. М.: Московский музей совр. иск-ва, 2021. C. 22–23, 26, 44, 63–64, 96–97, 106–107, 126, 156, 165–166, 180, 198, 215.
  • Air, the Physics of Sensus Communis // Social Sciences. 2021. Vol. 52. No. 2. P. 111–118.
  • Антропограмма, или Выживающее мышление // Новое лит. обозрение. 2021. № 172 (6). С. 17–26.
  • Эстетика как intentio prima. О религиозном материализме Алексея Федоровича Лосева // Междунар. журн. исслед. культуры. 2021. № 4
  • От логики общего чувства к эстетике равенства // Международный журнал исследований культуры. 2020. № 3 (40). С. 35–47
  • From the Photogeny of Poverty to the Cinegeny of Money // Russian Studies in Philosophy. 2019. Vol. 57. № 2. P. 155–169. 

  • Лицо в массовой культуре // Международный журнал исследований культуры. 2019. № 3 (26). С. 170–184.

  • Огонь и запрет // Искусство кино. 2019. № 1/2. С. 22–32. 

  • Musica minima (послесловие) // Мартынов В. Конец времени композиторов. М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2019. С. 371–386. 

  • От фотогении бедности к киногении денег // Кино/Капитал: Сб. докладов VI Международ. науч. конф. Центра исследований экономической культуры СПбГУ / Сост. А. Артамонов, А. Погребняк. СПб., 2018. С. 29–52.

  • Шедевры без свойств // Диалог искусств. Журнал Московского музея современного искусства. 2018. № 4. С. 27–31.

  • Микеланджело Антониони: переизобретение кадра // Международ. журнал исследований культуры / International Journal of Cultural Research. 2018. № 2 (31). С. 216–227.

  • Participation in the Community – Non-Participation in the Artwork // Critical Mass: Moscow Art Magazine 1993–2017 / Ed. by V. Misiano and R. Addison. [Moscow], 2017. P. 140–145. 

  • Forms of Thought at the Limits of the Body (On the Analytical Metaphysics of Valery Podoroga) // Russian Studies in Philosophy. 2016. Vol. 54. № 4. P. 257–266. 

  • Парадигма сложности в перспективе философской стратегии Жиля Делёза. Материалы Круглого стола // Философия науки и техники. 2016. Т. 21. № 2. С. 149–181.

  • Перевод и политика: Шмитт, Беньямин и… Достоевский // Культура и искусство. 2016. № 6. С. 802–811. 

  • Товарищество земли. Этика общности в «Стихах о неизвестном солдате» Осипа Мандельштама // Vox. Электронный философский журнал. Июнь 2016. Вып. 20. С. 1–13. URL: http://vox-journal.org/content/Vox20/Vox20-AronsonO.pdf

  • Право на искусство // Синий диван. 2016. Вып. 21. С. 29–49.

  • Аффект в координатах нефилософии // Философский журнал. 2015. Т. 8. № 1. С. 33–46.

  • Personification and Consumption // Criticism. Summer 2014. Vol. 56. № 3. P. 525–534.  

  • Кинематографический образ: экономика времени // Новое литературное обозрение. 2014. № 126. С. 59–62.

  • Андрей Тарковский: экономика длинного плана // Феномен Андрея Тарковского в интеллектуальной и художественной культуре. Иваново, 2014.

  • Математика: дар или истина? (в соавт. с А. Родиным) // Синий диван. 2013. № 18. С. 179–194.

  • Машина и женщина (заметки о Марселе Дюшане) // Синий диван. 2013. № 18. С. 130–149.

  • Признаки и призраки времени: современное искусство и абстрактный капитализм // Код эпохи: современное искусство, музыка, танец в мире идей и вещей. М., 2013. С. 26–31. URL: http://www.kodepohi.ru/oleg-aronson

  • Мгновение документа и полнота памяти // Статус документа: Окончательная бумажка или отчужденное свидетельство? Сб. статей / Под ред. И.М. Каспэ. М.: Новое литературное обозрение, 2013. С. 218–244.

  • Мечты о государстве непокорности (Читая Генри Торо сегодня) // Синий диван. 2012. № 17. С. 73–94.

  • Кинематографический текст и тексты о кино // Международный журнал исследований культуры. 2012. № 2 (7). С. 21–24.

  • Телевизионный образ, или Подражание Адаму // Экранная культура. Теоретические проблемы: Сб. статей / Отв. ред.: К.Э. Разлогов. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2012. С. 264–273.

  • Кинематографический образ: переизобретение чуда // Экранная культура. Теоретические проблемы: Сб. статей / Отв. ред.: К.Э. Разлогов. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2012. С. 206–225.

  • К антропологии свидетельства // Методология науки и антропология / Отв. ред.: О.И. Генисаретский, А.П. Огурцов. М.: ИФ РАН, 2012. С. 131–149.

  • Этика времени Мераба Мамардашвили // Мераб Мамардашвили: «Быть философом – это судьба...». Материалы Международной конференции «Мераб Мамардашвили: вклад в развитие философии и культуры». Москва, 9–11 декабря 2010 г. М.: Прогресс-Традиция, 2011. C. 226–236.

  • Проблемы сценарного мастерства в современном отечественном кино. Материалы конференции НИИ киноискусства // Хроники кинопроцесса 2010. М.: НИИ киноискусства, 2011. С. 217—247.

 

Доклады и выступления

на конференциях, семинарах

  • Выступление на Круглом столе «Эстетика в жизни и учении: вчера, сегодня, завтра» (г. Москва, Институт философии РАН, 24 октября 2022 г.). [Электронный ресурс] URL: https://iphras.ru/page24801798.htm; https://www.youtube.com/watch?v=wkk86JarmLQ

  • Презентация книги Е.В. Ознобкиной «Избранные работы: статьи, рецензии, воспоминания» (г. Москва, ИФ РАН, Всемирный день философии, 21 ноября 2019 г.).

  • Презентация книги Е.В. Петровской «Возмущение знака. Культура против трансценденции» (г. Москва, образовательный проект Science.me, книжный магазин «Фаланстер», 13 ноября 2019 г.).

  • Выступление «Холокост и массовое общество» в рамках семинара «Философия после…» (г. Москва, ИФ РАН, 22 октября 2019 г.) (Руководитель – О.П. Зубец).

  • «Rethinking Beauty / Переосмысление красоты». Семинар архитектурной школы МАРШ, г. Москва (рук. Е.В. Асс; совместно с Е.В. Петровской, 7 октября 2019 г.).

  • Презентация книг О.В. Аронсона «Силы ложного» и «Кино и философия» (г. Москва, ИФ РАН, День философской книги, 18 июня 2019 г.). 

  • Круглый стол «Чувственность как эстетическая проблема» (г. Москва, ИФ РАН совместно с СПбГУ и СПбГУП, 5 июня 2019 г.). – Выступление на тему: «Аффект и цифра». [Электронный ресурс] URL: https://www.youtube.com/watch?v=JwpxzZkvUUE; https://www.youtube.com/watch?v=vqQm12AkIAE

  • Круглый стол памяти академика Вяч.Вс. Иванова в рамках XII Международного гуманитарного научного форума «Гуманитарные чтения РГГУ» (г. Москва, Российский государственный гуманитарный университет, 10 апреля 2019 г.). 

  • «Свидетель и право мертвых». - Международный круглый стол «Культура памяти и призраки общностей» в рамках третьей сессии междисциплинарного проекта В. Мизиано «Удел человеческий» («Время и смыслы. Травма, память, забвение, знание») (г. Москва, ГЦСИ-РОСИЗО, Фонд культуры «Екатерина», 2 декабря 2017).

  • «От фотогении бедности к киногении денег». - VI Международная конференция «Кино и капитал» (г. Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный университет, Центр исследований экономической культуры, МЦСЭИ «Леонтьевский центр», 26–27 мая 2017). 

  • «Современное искусство: мир без эксперта». - Конференция «Призрак экспертизы. Как осуществлять художественную экспертизу в культурной ситуации нашего времени» (г. Москва, Музей изобразительных искусств им. Пушкина, 18–19 апреля 2017).

  • «Андрей Тарковский: кинематографическое время vs. время культуры». - Международная научная конференция к 85-летнему юбилею кинорежиссера Андрея Тарковского «Тарковский в меняющемся времени» (г. Москва, ВГИК, 5–6 апреля 2017). 

  • Лекция на тему: «Работа Льва Толстого “Что такое искусство?” и экономика бедности» в рамках научного семинара факультета славистики (г. Зальцбург, Австрия, Зальцбургский университет, 9 ноября 2016).

  • «Шахматы в СССР: культура и политика» (г. Инсбрук, Австрия, Русский центр г. Инсбрука, 7 ноября 2016).

  • Лекция в рамках проекта «Ночь Делёза» (г. Москва, Музей современного искусства «Гараж», 27 августа 2016).

  • «Архитектоника постмодерна» (с А.В. Рубцовым). - Цикл бесед «Реплики» проекта Института философии РАН «Анатомия философии: как работает текст» (г. Москва, библиотека им. Достоевского, 19 мая 2016).

  • «Механика стихий (специфика анализа фильма)». - XIX Открытая конференция студентов-филологов (г. Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный университет, 18 апреля 2016).

  • Публичная лекция «Право на искусство» (г. Харьков, Ермилов-центр, ХНУ им. В.Н. Каразина, 5 марта 2016).

  • «Глоссолалия в творчестве Д.А. Пригова». - 5-е международные Приговские чтения (г. Москва, Минкульт РФ, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Фонд Пригова, РГГУ, изд. дом «Новое литературное обозрение», 5–7 ноября 2015).

  • «Искусство и экономика бедности». - V Всероссийская научно-педагогическая конференция «Диалоги о культуре и искусстве» (г. Пермь, Пермский государственный институт культуры, 20–22 октября 2015).

  • Выступление на тему «Демократия мертвых» в контексте обсуждения проблемы «Демократия как предел политического воображения» (г. Киев, Центр визуальной культуры, 31 мая 2015).

  • Лекция на тему: «Аффективная экономика клише» (г. Москва, Государственный центр современного искусства, 14 октября 2014).

  • «Первая мировая война и формирование массового общества». – Круглый стол «Этика и техника изображения войны» (г. Москва, Библиотека им. Н.А. Некрасова, 12 октября 2014).
  • «Координаты аффекта». – Международный коллоквиум «Нестандартная философия Франсуа Ларюэля» (Франция, г. Серизи-ла-Саль, Международный культурный центр Серизи-ла-Саль, сентябрь 2014).
  • «Будущее: зона слабой аффективности?». – Международная научная конференция «Футурологический конгресс» (г. Москва, «Гоголь-центр», Гёте-Институт, letterra.org, Венгерский культурный центр, Польский культурный центр, февраль 2014).
  • «Этика и экономика праздности». – Международный круглый стол «Праздность и литература» (Австрия, г. Инсбрук, Институт славистики при Инсбрукском университете, апрель 2014).
  • «Торжество виртуальности: соцреализм и кино». - Институт славистики при Инсбрукском университете (Австрия, г. Инсбрук, апрель 2014).
  • «Была ли у кино теория?» – Конференция «Российское киноведение: итоги и перспективы» (г. Москва, НИИ киноискусства, декабрь 2013).
  • «Алгоритмизация эротизма (неискусство Марселя Дюшана)». – Международная художественная ассамблея «Искусство и наука как предполагаемое возможное» (г. Калининград, Калининградский филиал ГЦСИ, ноябрь 2013).
  • «Андрей Тарковский: экономика длинного плана». – II Международная научная конференция «Феномен Андрея Тарковского в интеллектуальной и художественной культуре – “Зеркало 2013”» (г. Иваново, июнь 2013).
  • «Кинематографический образ: экономика времени». – Круглый стол «Антропология кинообраза» (г. Москва, Культурный центр «Пунктум», июнь 2013).
  • «Кино и система Станиславского». – Научная конференция «Константин Станиславский: кино и театр» в рамках театрального фестиваля «Да! Да! Да!» (Польша, г. Варшава, май 2013).
  • «Кинематографический текст: логика восприятия и этика понимания». – Научно-исследовательский семинар «Кино/Идентичность» (г. Москва, Высшая школа европейских культур РГГУ, февраль 2013).
  • «Политика и экономика идентичности».  – 1-е научные чтения памяти А.А. Брудного (Американский университет Центральной Азии, Кыргызстан, г. Бишкек, декабрь 2012).
  • «Современное искусство как высшая стадия монетаризма».  – Международная конференция «Идея авангарда и институциональная критика. Теории и практики» (Международный коллеж философии (Париж), Центр творческих индустрий «Проект Фабрика», Государственный центр современного искусства (Москва), г. Москва, июнь 2012).
  • «Образы империи».  – Международный конгресс «Россия и Польша: Память империй / Империя памяти» (Российский институт культурологии, Педагогический университет Комиссии народного образования в Кракове, г. Санкт-Петербург, апрель 2012).
  • «Перевод и политика. Карл Шмитт и Вальтер Беньямин в современном российском контексте».  – «Философия на перекрестке культур и дисциплин: наследие Вальтера Беньямина», международная конференция (НГЛУ им. Н. Добролюбова, Приволжский филиал Государственного центра современного искусства, Россия (Нижний Новгород), июнь 2011).
  • «Символы бесконечности (П. Флоренский и Г. Кантор)».  – «Symbolarium», межвузовская конференция (Институт «Русская антропологическая школа» (РГГУ), Россия (Москва), июнь 2011).
  • «Товарищество Земли (поэтика общности у О. Мандельштама)». – «Опыты сообщества», межвузовская конференция (Институт «Русская антропологическая школа» (РГГУ), Московский философский колледж, Россия (Москва), май-июнь 2011).
  • «Этика монтажа в советском киноавангарде». – «Художники и авангард: исторические и современные трансформации», международная конференция (Международный философский колледж, Франция (Париж), март-апрель 2011). 
Гранты
  • Исследовательский грант Российского гуманитарного научного фонда (2004–2005)
  • Научный грант Института Лотмана (Рурский университет, Германия, 2002)
  • Грант на публикацию книги «Метакино» Института «Открытое общество» фонда Сороса (1998)
   
E-mail olegaronson@yandex.ru