Институт Философии
Российской Академии Наук




  Книги
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор аналитической антропологии » Книги

Книги

Избранные труды 



Подорога В.А. Возвышенное. После падения. Краткая история общего чувства. М.: Новое Литературное Обозрение, 2022. 224 с.


Со времен анонимного позднеантичного трактата "О возвышенном" эта эстетическая категория означает нечто величественное, что открыто чувствам и в то же время выходит за пределы чувственного опыта. Нас может возвышать новизна, событие, свободный поступок, суверенное решение, но также война, смерть, утрата, травма - все, что отсылает к непредставимому или непредставленному. Поэтому не случайно, что понятие возвышенного привлекает особое внимание в эпоху модерна, когда опыт постоянного обновления - "выхода из несовершеннолетия" (И. Кант) и одновременно утраты традиции (Э. Берк) становится основополагающим для западной культуры. Уже в XX веке Т. Адорно и Ж.-Ф. Лиотар связывают возвышенное с проблемой статуса искусства "после Освенцима".
На этих примерах выдающийся российский философ и теоретик искусства Валерий Подорога показывает, как от понятия возвышенного зависит наше понимание и переживание времени. На каждом новом этапе истории возвышенное принимает новые очертания и в некотором смысле гарантирует, что в истории не может быть ничего окончательного: "Так и остается загадкой, где и когда, в какой мере и с какой интенсивностью может проявляться чувство возвышенного, и что оно, проявляясь, обнаруживает в нас".
Валерий Подорога (1946-2020) - философ, антрополог, художественный критик, автор более двадцати монографий, посвященных современной западной мысли, русской литературе, кино и феномену телесности.

Подорога В.А. Время чтения. М.: Канон+, 2021. 376 с.

Настоящее монографическое исследование затрагивает ряд проблем современной философии чтении. В книге семь разделов, каждый из которых посвящен отдельной теме. Феномен чтения анализируется с привлечением материала из литературы, философии, социологии чтения и антропологии. Обсуждаются вопросы, связанные с кризисом чтения в постиндустриальную гиперинформационную эпоху, утратой времени индивидуального развития и изменением статуса книги в новейшей европейской культуре. В центре внимания автора разные теории чтения (М. Пруст, Р. Барт, В. Беньямин и др.). Значительное место отведено критическому анализу проблемам перевода немецкой и французской литературы (М. Хайдеггер в переводах В. В. Бибихина и А. В. Михайлова; обсуждаются и отдельные фрагменты из переводов Ф. Ницше, Ж. Деррида, М. Фуко, Ж. Батая и др.).

Подорога В.А. Литература как самосознание. Опыт Андрея Белого. М.: РИПОЛ классик, 2020. 342 с.

 Настоящее издание представляет собой третий том фундаментального проекта аналитической антропологии литературы "МИМЕСИС". В рамках проекта на материале одной из ведущих традиций русской литературы XIX-XX веков (Н. Гоголь, Ф. Достоевский, А. Платонов, А. Белый, Д. Хармас и А. Введенский) прослеживается становление идеи произведения. Третий том, "Литература как самосознание", посвящен анализу творчества Андрея Белого.

Подорога В.А. Второй экран. Сергей Эйзенштейн и кинематограф насилия. Том 2. Прототело. Фрагменты визуальной антропологии. М.: Breus, 2020. 416 с.

Второй том книги Валерия Подороги «Прототело. Фрагменты визуальной антропологии». Издание посвящено выдающемуся режиссеру Сергею Михайловичу Эйзенштейну. Работая с текстами, рисунками, фильмами режиссера, автор книги демонстрирует философские возможности нефилософских текстов. Эйзенштейн предстает перед читателем не как личность и не как автор, но как своеобразная универсальная фигура современного художника, художника эпохи медиа, где жизнь, творческие замыслы, идеи и проекты, а также их отдельные реализации, есть некоторое неразделимое общее поле «произведения», создаваемого «прижизненным архивом».

   

Подорога В.А. Парабола. Франц Кафка и конструкция сновидения. М.: Культурная революция, 2020. 240 с.

Не перестаешь удивляться искусству Кафки видеть сны и переходить из сна в реальность совершенно свободно, не встречая никаких препятствий. Вероятно, это одно из определений его характера, склонного к «реализму» мистического переживания: сон - это просто другой мир, другая сторона каждой вещи. Каков же Кафка - сновидец? Что мы должны знать о сне и сновидениях, чтобы иметь ориентиры в ответе на этот, возможно, главный вопрос? Сны Кафки - разорванные, остановленные, быстрые, бесконечно подробные, способные превращаться в небольшой рассказ или даже новеллу…

 

 

 

  Подорога В.А. Nature Morte. Строй произведения и литература Н. Гоголя. М.: Рипол-Классик, 2020. 384 с.


  Настоящее оригинальное издание представляет собой первый том фундаментального проекта аналитической антропологии литературы "МИМЕСИС". В рамках проекта на материале одной из ведущих традиций русской литературы XIX-XX веков (Н. Гоголь, Ф. Достоевский, А. Платонов, А. Белый, Д. Хармс и А. Введенский) прослеживается становление идеи произведения.
Первая книга посвящена литературе Николая Гоголя, который рассматривается как "подлинный творец абсурда".

 

 

  Подорога В.А. Рождение двойника. План и время в литературе Ф. Достоевского. М.: Рипол-Классик, 2019. 418 с.


  Настоящее издание представляет собой второй том фундаментального проекта аналитической антропологии литературы "МИМЕСИС". В рамках проекта на материале одной из ведущих традиций русской литературы XIX-XX веков (Н. Гоголь, Ф. Достоевский, А. Платонов, А. Белый, Д. Хармс и А. Введенский) прослеживается становление идеи произведения. Второй том, "Рождение двойника", посвящен анализу литературы Федора Михайловича Достоевского.

 

 

Подорога В.А. Второй экран. Сергей Эйзенштейн и кинематограф насилия. Том 1. Зеркальная подпорка. Материалы к психобиографии. М.: Breus, 2017. 352 с.

 

  Издание посвящено выдающемуся режиссеру Сергею Михайловичу Эйзенштейну. Автор книги -российский философ, доктор философских наук, работая с текстами, рисунками, фильмами режиссера, демонстрирует философские возможности нефилософских текстов. Эйзенштейн предстает перед читателем не как личность и не как автор, но как своеобразная универсальная фигура современного художника, художника эпохи медиа, где жизнь, творческие замыслы, идеи и проекты, а также их отдельные реализации, есть некоторое неразделимое общее поле «произведения», создаваемого "прижизненным архивом".

 

  


     Тимофеева О.В. История животных/ Оксана Тимофеева; предисл. С. Жижека. М.: Новое литературное обозрение, 2017. 208 с.


   В книге, название которой заимствовано у Аристотеля, представлен оригинальный анализ фигуры животного в философской традиции. Животность и феномены, к ней приравненные или с ней соприкасающиеся (такие, например, как бедность или безумие), служат в нашей культуре своего рода двойником или негативной моделью, сравнивая себя с которой человек определяет свою природу и сущность. Перед нами опыт не столько даже философской зоологии, сколько философской антропологии, отличающейся от классических антропологических и по умолчанию антропоцентричных учений тем, что обращается не к центру, в который помещает себя человек, уверенный в собственной исключительности, но к периферии и границам человеческого. Вычитывая «звериные» истории из произведений философии (Аристотель, Декарт, Гегель, Симондон, Хайдеггер и др.) и литературы (Ф. Кафка и А. Платонов), автор исследует то, что происходит на этих границах, — превращенные формы и способы становления, возникающие в связи с определенными стратегиями знания и власти.






 

 

 

  Рыклин М.К. Время оперативной власти. М.: Lettera.org, 2016г. 312 с.

 

  «Время оперативной власти» является продолжением, вторым томом книги «Время диагноза». Сквозная тема писем – оперативная власть в ее разнообразных проявлениях, ее функционирование, методы и приемы, отличные от классических тоталитаризмов, опиравшихся на сильные идеологии.

 


 

 

 

    Подорога В.А. Вопрос о вещи: Опыты по аналитической антропологии. М.: Издательство GRUNDRISSE, 2016. 348 с.


 

 

   

 

  Посредник. Массмедиа, общество и культура / Научн. ред. В.А. Подорога, отв. ред. А.А. Парамонов. М.: Р. Валент, 2016.


 Основу настоящей монографии составляют результаты многолетней работы коллектива сектора аналитической антропологии ИФРАН над проблемами современных медиа, антропологической теории, современной философии. Широкий круг вопросов и разность исследовательских подходов коллективного труда объединены общей темой (медиации). Монография проходит через анализ трех ключевых моментов: первый связан с представлением посредничества в качестве тотального феномена социальной жизни, второй - с посредником как субъектом множественно и по-разному варьируемых отношений с Другим и, наконец, третий момент вбирает опосредование как само действие, приводящее к (устойчивой/неустойчивой) форме отношений между различаемыми элементами любого возможного целого. Каждая из представленных в монографии статей (эссе) и заметок движется через эти три позиции (или момента), которые задают условия анализа, открывают новые возможности обобщения результатов. Статьи монографии условно сгруппированы по трем разделам: Теория, Программы и Архив, отражающие методологию и стилистику подхода к исследованию опосредования.

 

  

 


 

   Земляной С.Н. Георг Лукач и западный марксизм / Сост. отв. ред. А.А. Парамонов, Р.Р. Михайлов. М.: Канон, 2017. 335 с.


   Настоящая книга представляет собой сборник работ Сергея Николаевича Земляного (1949-2012), обращенных к исследованию судьбы левой марксистской мысли в современном мире. В сборник вошли предисловия,  написанные       С.Н. Земляным к текстам раннего Лукача, переводчиком которых он был, статьи по Адорно, Брехту, Ленину, размышления о морали, политике, этике.


 

 


   Подорога В.А. Антропограммы. Опыт самокритики. М.: проект lettera.org, 2014. 106 с.


   В монографии представлены узловые пункты и принципы аналитико-антропологического подхода к исследованию поэзиса национальной литературы как спектра темпоральных метафизик.

 

 



 

   

 

  Джеймисон Ф. Марксизм и интерпретация культуры / Сост., отв. ред. А.А. Парамонов. Москва; Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2014. 414 с.

 

  Сборник статей известного американского теоретика культуры Фредрика Джеймисона (р. 1934) представляет основные теоретические интересы и творческие мотивы автора. Это первое столь представительное издание работ Ф.   Джеймисона на русском языке. В книгу вошли работы, ранее опубликованные в книгах «Политическое бессознательное: Нарратив как социально-символический акт» (1981), «Тюрьма языка: Критическое разъяснение   структурализма и русского формализма» (1972), «Марксизм и форма: Диалектические теории литературы в 20 в.» (1971), «Постмодернизм, или Культурная логика позднего капитализма» (1991), «Идеологии теории. Очерки 1971–   1986» (1988), «Геополитическая эстетика: Кино и пространство в мировой системе» (1992) и др. Джеймисон предлагает теоретическое осмысление постмодернистской эпохи и ее различных культурных проявлений, а такжеспособов   ее репрезентации; он критически воспринимает основные посылы радикальной мысли (К. Маркса, Ж.-П. Сартра, В. Беньямина, Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Блоха, Г. Лукача, Б. Брехта, Л. Альтюссера и др.) и современные языки   анализа (концепции Ж. Делёза и Ф. Гваттари, Ж.-Ф. Лиотара, Ж. Лакана и др.). Исследования Джеймисона охватывают философию, теорию культуры, теорию литературы, киноведение, социальную теорию, политологию: их   жанровое многообразие обретает единство в «теории», соединяющей констатации наблюдателя, интерпретации критика, аргументы аналитика и прозрения/идеалы мыслителя эпохи «позднего капитализма».

 Републикации на сайте «Теории и практики»

 

 


 

 

   

 

  Медиа: между магией и технологией / Под ред. Н.Сосна, К.Федоровой. Екатеринбург-Москва: Кабинетный ученый, 2014. 380 с. 


  Эффекты медиа – тотализирующее действие СМИ, неоднозначность реакции на достижения мира технологий и их мнимые свободы – способствуют удержанию этого понятия в обороте культурной критики не одно десятилетие.     Кажущаяся ясность того, что такое медиа, что означает посредническая функция и каковы структуры медиального, при внимательном рассмотрении, скрывает в себе глубинные проблемы связи технического и антропологического,   машинного и эстетического, «нематериального» и «вещного». Категориальный поиск современных теоретиков медиа направляется далее описаний по случаю, высказываний в апокалиптическом тоне и техно-визионерских   предсказаний и является более строгим и нацеленным на результативное знание. В предлагаемом сборнике собраны работы авторов, по преимуществу, мало известных российскому читателю и представляющих палитру значимых   методологических перспектив для философских исследований медиа сегодня.

  Содержание

 

 


 

 

 

   

 

  Чубаров И.М. Коллективная чувственность: Теории и практики левого авангарда. М.: Издательство ВШЭ, 2014. 344 с. 

 

   Эта книга посвящена антропологическому анализу феномена русского левого авангарда, представленного прежде всего произведениями конструктивистов, производственников и фактографов, сосредоточившихся в 1920-х   годах вокруг журналов «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ» и таких институтов, как ИНХУК, ВХУТЕМАС и ГАХН. Левый авангард понимается нами как саморефлектирующая социально-антропологическая практика, нимало не теряющая в   своих художественных достоинствах из-за сознательного обращения своих протагонистов к решению политических и бытовых проблем народа, получившего в начале прошлого века возможность социального освобождения. Мы   обращаемся с соответствующими интердисциплинарными инструментами анализа к таким разным фигурам, как Андрей Белый и Андрей Платонов, Николай Евреинов и Дзига Вертов, Густав Шпет, Борис Арватов и др. Объединяет   столь различных авторов открытие в их произведениях особого слоя чувственности и альтернативной буржуазно-индивидуалистической структуры бессознательного, которые описываются нами провокативным понятием   «коллективная чувственность». Коллективность означает здесь не внешнюю социальную организацию, а имманентный строй образов соответствующих художественных произведений-вещей, позволяющий им одновременно   выступать полезными и целесообразными, удобными и эстетически безупречными. Книга адресована широкому кругу гуманитариев – специалистам по философии литературы и искусства, компаративистам, художникам.

      Отзывы в СМИ:

 

 


   

   Подорога В.А. Kairos, критический момент. Актуальное произведение искусства на марше. М.: Издательство GRUNDRISSE, 2013. 180 с.


   В монографии фиксируются узловые моменты актуального искусства сегодня, отличающие его от недавнего прошлого: контролируемость художника властью, «нормой», принятие современным обществом самого пространства   асоциальной экспериментации; импульс для решающего перехода к иному типу художественной практик можно увидеть в успехах современных наук. В актуальном искусстве автор видит решительный отказ от традиционных     аспектов мимесиса в пользу экспериментального конструирования. В работе также рассмотрены и иные сущностные аспекты актуального произведения искусства. 

   Презентация книги в рамках программы Книжного клуба РГГУ

 

   

 

 

 

   Подорога В.А. Метафизика ландшафта. Коммуникативные стратегии в философской культуре XIX_XX веков. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Канон+, 2012. 552 с.


  В книге исследуется  метафизика ландшафтных образов в философской культуре ХIХ-ХХ столетия. В центре внимания автора вопросы: что такое философское произведение (его «идеология», отношение к миру и условия воспроизводства), что такое пространственность мысли, ее коммуникативные планы и возможности, как изменялась в течение века авторская позиция в философии? Аналитическая работа начинается с исследования особенностей видения и чувства пространственного в мысли С. Кьеркегора, далее обращается к идеям «вечного возвращения» Ф. Ницше и геофилософии позднего Хайдеггера.

 


  Культура и революция: фрагменты советского опыта 1920–1930-х гг. / Отв. ред. Е.В. Петровская. М.: ИФРАН, 2012. 128 с.


  На основе применения новейших теоретических инструментов вскрыты неявные аспекты советского культурного опыта 1920–1930-х гг. Авангардная фотография рассмотрена с точки зрения антропологии восприятия. Изучены различные режимы использования национального архива. Послереволюционное преобразование труда и быта представлено как проявление биополитики. Предложено почтение коммуникативной логики проектов Александра Богданова. Проанализировано внутреннее время произведений авангардного искусства. Коллективная монография предназначена для специалистов в области философской антропологии и истории культуры, а также для широкого круга читателей, интересующихся свежим прочтением советского социокультурного эксперимента.


 

 


 

  Тимофеева О.В. Введение в эротическую философию Жоржа Батая. М.: Н.Л.О., 2012.


  Книга посвящена мыслителю, критику, писателю и пор­нографу Жоржу Батаю, одному из самых радикальных фран­цузских интеллектуалов XX века, который бросил вызов нормативности теоретической культуры, сделав предметом философского рассмотрения такие ранее запретные темы, как эротизм, насилие, жертвоприношение. Оксана Тимофеева обращается к анализу эротизма в творчестве Батая, шаг за шагом реконструируя тонкую связь между мыслью и чувственностью и доказывая, что этот на первый взгляд маргинальный сюжет глубинным образом меняет всю структуру философствования. Критическое исследование эротизма как интеллектуальной утопии и одновременно своего рода методологического принципа проведет читателя через центральные понятия батаевской мысли, поможет погрузиться в парадоксальный мир, где власть, любовь, дружба, преступление, религиозная вера и разврат обретают совершенно новый смысл. Автор предлагает оригинальную интерпретацию, обращая внимание на скрытую фигуру животного, конститутивную для антропологии Батая.

 

 


 

 

   Голобородько Д.Б. КАРТЕЗИАНСКОЕ ИСКЛЮЧЕНИЕ.М. ФУКО И Ж. ДЕРРИДА: СПОР О РАЗУМЕ И НЕРАЗУМИИ. М.: ИФ РАН, 2011. 


  В истории философии было немало случаев, когда полемика или спор оказывали существенное влияние на развитие философии. Идеальным образцом в этом отношении является аристотелевская критика платоновской концепции идей: во-первых, ее результатом стало то, что определились два глобальных вектора, по которым шло развитие философии на протяжении нескольких веков (платонизм и аристотелизм); во-вторых, в этом случае мы фактически впервые в истории философии встречаемся с особым видом философской критики, когда сталкиваются две философские концепции, и каждая из них имеет завершенную форму, в рамках которой большинство явлений, ставших впоследствии традиционными «объектами» философии (например, политика, искусство, наука), получает свое толкование. Мы не можем ставить вопрос о том, насколько существенны значение и последствия полемики между Фуко и Дерридас точки зрения истории: мы являемся фактически ее современниками и не можем делать глобальных ретроспективных выводов. Но можно точно сказать, что эта полемика отвечает условиям, которыми определяется философская критика: в случае полемики о разуме и неразумии мы имеем дело не просто со спором по поводу какого-то частного явления, но со столкновением двух философских концепций. Основной задачей данной статьи и является прояснение этого тезиса, а именно — показать, каким образом анализ данной полемики позволяет рассмотреть идеи М.Фуко и Ж. Деррида в рамках философской критики.

 

 

 

 


 

  Сосна Н.Н. Фотография и образ: Визуальное, непрозрачное, призрачное. М.: Новое литературное обозрение, 2011. 212 с.


  Монография посвящена анализу визуального через проблему образа: это позволяет сместить акцент с «плана изображения» на условия, которые позволяют изображение увидеть. На малоизвестном материале современной теории – исследованиях В. Флюссера и Р. Краусс и впервые вводящихся в научный оборот исследованиях М.-Ж. Мондзэн – выделяется общий проект, который связан с изысканием возможностей для последовательного построения критического суждения о визуальном при помощи выделяемых базовых понятий – «оптическое», «иконическое», «медиальное»; эти понятия позволяют заново поставить проблему соотношения субъекта и объекта восприятия на примере фотографии. В приложении помещен первый перевод на русский язык короткой статьи М-Ж. Мондзэн.

 



  Мамардашвили М.К., Пятигорский А.М. Символ и сознание / Ред. А.Парамонов, В. Файбышенко. М.: Прогресс-Традиция, Фонд Мераба Мамардашвили, Прогресс-Традиция, 2009. 288 с.

 

  Книга заняла первое место в конкурсе Института философии «Лучшая книга года» в номинации «Издание классики».

Впервые увидевшая свет в 1982 году в Иерусалиме книга М.К. Мамардашвили и А.М. Пятигорского «Символ и сознание» посвящена рассмотрению жизни сознания через символы. Понимание символа выводится за рамки семиотической трактовки символа как «знака чего-то другого». Cимвол — единственный способ войти в жизнь сознания, которое в понимании авторов есть предельный горизонт самого философствования. Метатеоретический подход к изучению сознания, развиваемый в книге, предлагает способ описания, открывающий возможность схватывания символической природы сознания, для чего вводятся понятия сферы, структуры и состояния сознания. Издание представляет собой самый полный на сегодняшний день текст книги, в котором учтены расхождения трех имеющихся источников: иерусалимского (1982) и московского (1997) изданий, а также машинописного экземпляра из архива М.К. Мамардашвили. В приложении публикуется статья «Три беседы о метатеории сознания. (Краткое введение в учение виджнянавады)», первый подступ авторов к проблематике книги «Символ и сознание».

 

 

  

   Подорога В.А. Апология политического. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2010. 288 с.

 

   Настоящая книга представляет собой собрание эссе и других материалов, не публиковавшихся или частично опубликованных в малодоступных изданиях за последние десятилетия. Применяя оригинальную технику анализа (метод  «аналитической антропологии») к различным областям гуманитарного опыта, автор показывает, как знание, которое формируется в тех или иных системах мысли, приобретает значение политического. По его мнению, политическое не имеет отношения к «реальной политике», но принадлежит стратегиям знания, существующим в горизонте личной свободы.


 

 

   Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии/ Ред. Е.Мамардашвили и А.Парамонов М.: Прогресс-Традиция, 2009. 248 с.

 

  Публикуемые лекции Мераба Константиновича Мамардашвили (1930–1990) — один из курсов по истории философии, которые были прочитаны в 1978–1980 гг. студентам Всесоюзного государственного института кинематографии. Автор ставит перед собой задачу рассказать об истории философии как истории размышлений о предельных основаниях отношений человека и мира. В центре его внимания проблема бытия существующего, возникающая в пространстве древнегреческой мысли. Раскрывая бытие как нечто становящееся, автор прослеживает в размышлениях греческих философов фундаментальные принципы, лежащие в основаниях античного, а, в последующем, в целом европейского идеала мышления и понимания мира и человека. Настоящее издание является дополненным и исправленным по сравнению с более ранней (1997, 2002) публикацией «Лекций по античной философии».

 

 

 

  Подорога В.А. Мимесис: материалы к аналитической антропологии литературы. Том 1. М.: Культурная революция, Логос, Логос-Альтера, 2006.  688 с. Том 2/1. М.: Культурная революция, 2011.  608 с.


 Исследования в области литературы и искусства автор начал вести с середины 80-х годов. Сначала это был вполне ограниченный проект: планировалось опубликовать несколько статей о русской и западно-европейской литературе (Ф. Кафка, М. Пруст, А. Платонов и др.), проверить, насколько может быть удачно применена техника антропологического анализа к явлениям литературы и искусства... Только к концу 90-х гг. определилась задача: на материале одной из ведущих традиций русской литературы XIX-XX вв. (Н. Гоголь, Ф. Достоевский, А. Платонов, А. Белый, Д. Хармс и А. Введенский), — которую Подорога определяет как «другая» или «экспериментальная», отделяя от так называемой «придворно-дворянской» или «классицистской» литературы, — проследить становление идеи произведения (литературного). Раздел между «литературами» симптоматичен, указывает на конфликт между двумя доминирующими формами мимесиса (а шире, между двумя видениями мира). Мы должны, считает Подорога, ответить на вопрос, почему мы что-то не узнаем, что-то не понимаем, что-то отвергаем, почему произведение непереводимо на язык другого времени и других произведений, почему автор нам не в силах больше помочь, и как сделать авторское бессилие единственной возможностью доступа к смысловым ресурсам произведения