Институт Философии
Российской Академии Наук




  Тридцатая лекция
Главная страница » Ученые » Проекты » Проект «Анатомия философии: как работает текст» » Тридцатая лекция

Тридцатая лекция

Проект Института философии РАН и библиотеки им. Ф.М. Достоевского

«Анатомия философии: как работает текст»

 

Н.П. Волкова

Две Мировые души в комментарии Плутарха Херонейского к диалогу Платона «Тимей»: анализ философского текста

7 мая 2015 года


7 мая (четверг) в 19.00 в библиотеке им. Ф.М. Достоевского (Чистопрудный бульвар, 23) в рамках проекта Института философии РАН «Анатомия философии: как работает текст» состоится лекция к.ф.н. Н.П. Волковой на тему: «Две Мировые души в комментарии Плутарха Херонейского к диалогу Платона “Тимей”: анализ философского текста».

Встречу ведет д.ф.н. Ю.В.Синеокая.

 


 

Плутарх из Херонеи – один из представителей «среднего платонизма», периода в истории Академии, ознаменованного признанием пифагореизма в качестве основной черты платонизма. В этот период возникает потребность найти подлинное платоновское учение, поэтому толкование текстов Платона получает систематический характер. Плутарх принадлежал к древнему роду, происходившему из города Херонеи в Беотии. В в 66-67 гг. он учился в Академии в Афинах. Плутарх посвятил трактат «О возникновении души в Тимее» разбору небольшого, но крайне важного отрывка из Тимея, описывающего устроение Мировой души Демиургом (35 а1 – 36 b5). Плутарх разбирает этот фрагмент на два отрывка, сначала он комментирует первый отрывок (35 а1 - b4), который рассказывает о смешении состава Мировой души, а затем второй (35 b4 - 36 b5), повествующий о делении полученной смеси. Мы обратимся к первой части работы, где Плутарх в основном излагает свое собственное оригинальное учение, которое, как он считает, требует дополнительного обоснования, поскольку противоречит мнению других платоников. Всю свою работу Плутарх предпринимается якобы с единственной целью – дать непротиворечивое и ясное изложение истинной платоновской космологии, представить учение Платона в его истине и простоте. Однако философский анализ философского текста оказывается вовсе не таким прозрачным и ясным, как обещает Плутарх. В его толковании Мировая душа оказывается злым началом. Плутарх отождествляет Мировую душу в ее начальном состоянии с необходимостью и беспорядочной причиной, присутствующей в мире и не позволяющей ему достичь полного совершенства. Мировая душа оказывается причиной беспорядочного движения первичных качеств, а значит она является источником беспорядка и хаоса в мире. Поэтому Мировая душа оказывается злой и является причиной появления зла в мире. Плутарх полагал, что космос сотворен во времени. До сотворения мира Душа бессмысленно мечется в забытии безумия, только тогда, когда ее коснется Ум-Демиург, она обретает разум и становится благой Душой космоса.

 

 

Аудиозапись лекции

 

Видеозапись лекции

 

Фоторепортаж


Н.П. Волкова Две Мировые души в комментарии Плутарха Херонейского к диалогу Платона «Тимей»: анализ философского текста  7 мая 2015 года Н.П. Волкова Две Мировые души в комментарии Плутарха Херонейского к диалогу Платона «Тимей»: анализ философского текста  7 мая 2015 года Н.П. Волкова Две Мировые души в комментарии Плутарха Херонейского к диалогу Платона «Тимей»: анализ философского текста  7 мая 2015 года Н.П. Волкова Две Мировые души в комментарии Плутарха Херонейского к диалогу Платона «Тимей»: анализ философского текста  7 мая 2015 года

Н.П. Волкова Две Мировые души в комментарии Плутарха Херонейского к диалогу Платона «Тимей»: анализ философского текста  7 мая 2015 года Н.П. Волкова Две Мировые души в комментарии Плутарха Херонейского к диалогу Платона «Тимей»: анализ философского текста  7 мая 2015 года